По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01

Корпоративная культура организации

Колесников А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения, Институт гуманитарных наук и управления МГПУ, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, кв. 3, E-mail: kolesnikov.69@bk.ru,
Рыженкова И.С. студентка 1-го курса магистратуры направления подготовки «Экономика и управление в сфере образования», Институт гуманитарных наук и управления МГПУ, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, кв. 3

Статья посвящена проблеме исследования категории «корпоративная культура» как нематериальному стратегическому ресурсу организации; понятие «корпоративная культура» рассмотрено как условие эффективности и конкурентоспособности организации, обеспечивающее ей устойчивое конкурентное преимущество; обозначена стратегия формирования корпоративной культуры.

Литература:

1. Смирнова В. Ю. Воскресенская Ю. Корпоративная культура — ключевой фактор в управлении знаниями //Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 12. — С. 102–108.

2. Макеев В.А. Корпоративная культура как эффективность деятельности организации /Под ред. В.Д. Грибова. Изд. стереотип. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 248 с.

3. Мошкин А.С., Колесников А.В., Кох Н.Е. Мотивация учебной деятельности студентов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. — 2017. — № 1 (32). — С. 90–96.

4. Муллахметов Х. Корпоративная культура в системе менеджмента // Общество и экономика. — 2016. — № 11. — С. 41–54.

5. Чайгуцкая В.П. Развитие корпоративной культуры педагогов дополнительного образования как инструмент и элемент системы мотивации к повышению качества профессиональной деятельности (на примере структурного подразделения ОДОД ГБПОУ «ПК № 4» СПб.) // СПб.: Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, 2015. — 12 с.

6. Колесников А.В. Корпоративная культура. — М.: Юрайт, 2018. — 167 с.

7. Склярова С. В. Корпоративная культура образовательного учреждения 16.09.2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/ id1650/Korporativnaja-kultura-obrazovatelnogo-uchrezhdenija (дата обращения: 15.08.2018).

8. Волгина И.В. Корпоративность образовательного учреждения/ Корпоративная культура образовательных учреждений: проблемы интеллигентности работников образования: материалы 5‑й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 7–8 февраля 2013 г. — Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.‑пед. ун.‑т», 2013. — С. 107–110.

9. Колесников А.В. Корпоративная культура современных организаций. Курс лекций. — М.: Альфа-Пресс, 2011. — 444 с.

10. Шпилевая И.Е. Методическая разработка на тему «Формирование и измерение корпоративной культуры образовательной организации». Автореф. дисс. на соискание степени магистра. — Славянск-на-Кубани, 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ upravleniedou/2018/01/01/formirovanie-i-izmerenie-korporativnoy-kulturyobrazovatelnoy (дата обращения: 15.08.2018).

Понятие «корпоративная культура» уже давно вышло за границы бизнес-среды и признается атрибутом любой организации, условием ее эффективности и конкурентоспособности, основой жизненного потенциала организации и одним из основных показателей в понимании организационных процессов [1].

Культура организации начинает складываться сразу же, как только организация создается и начинает свою деятельность. Это происходит даже тогда, когда руководители организации не ставят себе цель сформировать ту или иную корпоративную культуру. То есть существуют во многом неосознаваемые и неконтролируемые механизмы формирования культуры организации [2].

Однако сегодня корпоративная культура рассматривается как актив, которым можно и необходимо управлять и создавать за счет эффективного управления им конкурентное преимущество: «Сильная культура, соответствующая стратегии, — ценный актив…» [3].

Центральной фигурой управленческих процессов является человек, он является главной ценностью и одновременно главным источником неопределенности. Учитывая эту особенность, культура как более тонкий, неформализованный инструмент управления помогает и позволяет контролировать (регулировать) поведение людей на уровне социального взаимодействия, тем самым снижает уровень неопределенности в системе менеджмента. Корпоративная культура позволяет без административного нажима, естественным путем отбирать наиболее эффективные для достижения цели организации внутрикорпоративные межличностные отношения, соответствующие модели поведения персонала [4]. При положительном настрое и согласованности с целями организации культура может формировать дополнительные мотивы к реализации выбранных целей, повышая тем самым внутренний потенциал организации, делая ее более конкурентоспособной [3].

Исследованием вопросов формирования корпоративной культуры занимались такие классики менеджмента, как Ф. Хедоури, М.Х. Мескон, М. Альберт. Различным аспектам корпоративной культуры посвятили свои труды Д. Хэмптон, Т. Парсонс, Х. Хофстед, М. Шериф, Д. Мак-Грегор.

Для Цитирования:
Колесников А.В., Рыженкова И.С., Корпоративная культура организации. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: