По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.106.24

Корпоративная культура как выражение интеллектуального и социального капитала предприятия

Первакова Е. Е. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва
Главчанский В. Д. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

В современной экономике знаний корпоративная культура, понимаемая как совокупность ценностей и норм поведения, разделяемых членами организации, становится ее важнейшим активом. Новое измерение влияния корпоративной культуры на инновационные процессы в организации задает концепция интеллектуального и социального капитала.

Интеллектуальный капитал включает накопленные знания организации и способность организации к созданию новых знаний. Согласно трактовке Лева Б., в состав интеллектуального капитала включается человеческий капитал (ноу-хау, профессиональный опыт, предпринимательский талант и т. п.), клиентский капитал (бренды, лояльность потребителя, клиентские списки, лицензии), организационный капитал (концепции управления, корпоративная культура, информационные системы).

Интеллектуальный капитал включает накопленные знания организации и способность организации к созданию новых знаний.

Таким образом, корпоративная культура оказывается частью подсистемы «организационный капитал». Основное отличие концепции интеллектуального капитала заключается в приоритетном значении умения организации трансформировать знания в инновационные процессы. Ценность корпоративной культуры определяется в зависимости от ее способности комбинировать традиционные общедоступные знания и уникальные знания и опыт организации, недоступные конкурентам. Более детально можно выделить несколько субкомпонент интеллектуального капитала, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность инновационной деятельности. Это креативность персонала, методы управления знаниями, инновационный коучинг менеджеров, сетевой партнерский капитал.

В современной инновационной экономике существенное влияние на эффективность деятельности компании оказывают нематериальные активы, среди которых выделяется социальный капитал организации. Согласно определению Цая и Гошала, понятие «социальный капитал» используется для характеристики ресурсов организации, заключенных в личностных связях, необходимых для превращения группы людей в социальную организацию. Таким образом, социальный капитал первоначально рассматривался как предмет социологии. Однако со временем социальный капитал получает признание в трудах экономистов. В 1992 г. Роберт Берт применил понятие социального капитала для анализа отношений внутри бизнес-структуры. Джеймс Коулмэн в 1990 г. рассмотрел социальный капитал как фактор производства, влияющий на эффективность деятельности.

Для Цитирования:
Первакова Е. Е., Главчанский В. Д., Корпоративная культура как выражение интеллектуального и социального капитала предприятия. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: