По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48 DOI:10.33920/igt-1-2505-06

Корпоративная культура как важный элемент обеспечения конкурентных преимуществ гостиницы

К. Д. Андреева Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 103219828@pfur.ru

Сфера гостеприимства играет важную роль в мировой экономике, предоставляя услуги по размещению и удовлетворяя потребности туристов. Однако в условиях растущей конкуренции абсолютно все отели сталкиваются с необходимостью в постоянном совершенствовании предоставляемых услуг с целью привлечения и удержания гостей. В этой связи особое внимание уделяется корпоративной культуре, которая становится неотъемлемой частью формирования ключевых конкурентных преимуществ. В статье рассматривается особенность корпоративной культуры в разных гостиничных предприятиях, российский и зарубежный опыт.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (ред. от 01.04.2021) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».

2. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853). [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/9050140. (дата обращения: 18.02.2025).

3. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2025. — 381 с.

4. Барков, С.А. Социология организаций: учебник для вузов / С.А. Барков, В. И. Зубков. — М.: Юрайт, 2025. — 414 с.

5. Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография. — 2-е изд., испр. — М.: Норма: ИНФРАМ, 2020. — 352 с.

6. Горелов, Н.А. Управление человеческими ресурсами: современный подход: учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О.Н. Мельников; под ред. Н. А. Горелова. — М.: Юрайт, 2025. — 270 с.

7. Городнова, Н.В. Обучение и оценка квалификации персонала как механизм управления человеческим капиталом: учеб. пособие / Н.В. Городнова, Н.А. Самарская, Скипин Д.Л. — Екатеринбург: Юника, 2019. — 77 с.

8. Долженко, Р.А. Опыт исследования вовлеченности персонала в коммерческом банке // Мотивация и оплата труда. — 2021. — № 3. — C. 230–240.

9. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 378 с.

10. Забродин, В.Ю. Социология и психология управления: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2025. — 147 с.

1. RF Government Resolution No. 1853 of 18.11.2020 (as amended on 01.04.2021) "On Approval of the Rules for the Provision of Hotel Services in the Russian Federation".

2. Rules for the Provision of Hotel Services in the Russian Federation (as amended by the RF Government Resolution of 18.11.2020. No. 1853). Available at: http://docs.cntd.ru/ document/9050140. (accessed: 18.02.2025).

3. Bazarov, T. Yu. Psychology of Personnel Management: Textbook and Workshop for Universities. M.: Yurait Publishing House, 2025, 381 p.

4. Barkov, S. A. Sociology of organizations: a textbook for universities. S. A. Barkov, V. I. Zubkov. M.: Yurait Publishing House, 2025, 414 p.

5. Genkin, B. M. Motivation and organization of effective work (theory and practice): monograph. 2nd ed., corrected. M.: Norma: INFRAM, 2020 352 p.

6. Gorelov, N. A. Human Resources Management: a modern approach: a textbook and workshop for universities. N. A. Gorelov, D. V. Kruglov, O. N. Melnikov; edited by N. A. Gorelov. M.: Yurait Publishing House, 2025, 270 p.

7. Gorodnova, N.V. Training and assessment of personnel qualifications as a mechanism for managing human capital: a textbook. manual. N. V. Gorodnova, N. A. Samarskaya, D. L. Skipin Yekaterinburg: Yunika, 2019, 77 p.

8. Dolzhenko, R. A. Experience in studying staff engagement in a commercial bank. Motivation and remuneration. 2021, No. 3, pp. 230–240.

9. Egorshin, A. P. Motivation and stimulation of labor activity: a textbook. 3rd ed., revised. and additional. M.: INFRA-M, 2019, 378 p.

10. Zbrodin, V. Yu. Sociology and psychology of management: a textbook and practical training for universities. M.: Yurait Publishing House, 2025, 147 p.

Дата поступления рукописи в редакцию: 27.04.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 29.04.2025.

Корпоративная культура гостиничного предприятия представляет собой один из основных ключевых элементов, необходимых для эффективного развития отеля, его репутации и бренда.

Это связано прежде всего с тем, что именно корпоративная культура определяет ценности, стандарты, общие правила взаимодействия сотрудников как друг с другом, так и с гостями.

Более того, согласно исследованиям, эффективная корпоративная культура оказывает положительное влияние на создание благоприятной среды в коллективе, что, в свою очередь, сказывается на уровне мотивации сотрудников отеля и улучшает качество обслуживания гостей в целом.

Корпоративная культура способствует процессу удержания сотрудников за счет создания благоприятной рабочей среды, что, в свою очередь, способствует повышению уровня удовлетворенности самих сотрудников и снижению текучести кадров.

Корпоративная культура в отелях играет важную роль в обеспечении высокого уровня обслуживания и удовлетворенности клиентов. Основы формирования корпоративной культуры в организациях, включая отели, закреплены на законодательном уровне.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работники имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что создает правовую основу для формирования благоприятной корпоративной культуры.

Правительство Российской Федерации утвердило правила предоставления гостиничных услуг, которые регулируют отношения между гостиницами и их клиентами, тем самым способствуя стандартизации процессов и повышению качества услуг, что является неотъемлемой частью корпоративной культуры. Важность корпоративной культуры для эффективного управления персоналом подчеркивает и учебная литература.

Так, Т.Ю. Базаров в своей книге «Психология управления персоналом» отмечает, что качественная корпоративная культура способствует улучшению психологического климата в коллективе и повышает производительность труда [3].

Для Цитирования:
К. Д. Андреева, Корпоративная культура как важный элемент обеспечения конкурентных преимуществ гостиницы. Гостиничное дело. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: