Невозможно себе представить современный бизнес без обилия различного рода компаний, которые стремятся найти свое место в рыночной нише. Благоприятные экономические условия, поддержка международных и локальных сообществ, в число которых также входит государство, породили современную конкуренцию. Появление возможности выбора у потребителя заставило все организации формировать уникальное конкурентное преимущество.
Конкурентное преимущество — это некоторые особенности продукта/услуги, которые качественно выделяют его на фоне аналогичных и являются решающими факторами для приобретения со стороны потребителя. Стоит заметить, что конкурентное преимущество напрямую взаимосвязано ключевыми (корневыми) компетенциями компании. Ключевые компетенции компании, по мнению Г. Хамела и К. Прахалада, — это «душа» компании. Данное сравнение заключает в себе основную суть корневых компетенций — это навыки и опыт компании, которые формируют конкурентное преимущество [1].
Существует несколько отличительных признаков данного понятия:
• Потребительская ценность. Корневые компетенции отражают и формируют главную ценность продукта для клиента, за счет постоянного воспроизводства продукта и регулярного усовершенствования.
• Уникальность навыков. Совокупность опыта и технологий в некотором взаимодействии позволяют создать невоспроизводимые компетенции и тем самым дифференцироваться от конкурентов.
• Универсальность. Выработанный опыт компания может переносить не только на один продукт или услугу.
Вполне очевидно, что все бизнесы имеют минимум одно основное направление. Зачастую для успешного функционирования необходимо также развивать сопутствующие и поддерживающие бизнесы, которые непосредственно поддерживают ключевые компетенции.
Выявление и классификация характеристик ключевых компетенций позволяют осуществлять управление ими на практике. Для более наглядного достижения данной цели используют модель компетенций (рис. 1).
Модель дифференцирует компетенции по двум критериям: вклад в создание потребительской стоимости и сложность имитации компетенций. Условно образуется плоскость из 4 частей, назначение которых видно на рисунке.