Вопросы взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных характеристик специалиста, на протяжении нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов Б. Г. Ананьева, Е. А. Климова, А. К. Маркова, А. И. Пупкина, К. К. Платонова, А. М. Столяренко и др. [1].
В профессиях «человек — человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Среди них обнаруживаются общие для всех профессий черты: нарушение копинг-стратегии; деформация механизмов социального восприятия; появление профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидов, а только как лиц, вовлеченных в специфические, чисто профессиональные отношения. Важным психологическим явлением, влияющим на культуру и здоровье специалиста, является «эмоциональное выгорание», которое приводит не только к переживанию негативных эмоций, изменению отношения к работе, к себе, коллегам, но и к ряду соматических заболеваний. Это явление становится все более актуальным в современных социокультурных реалиях [2].
Синдром выгорания — это психофизиологическое истощение, вызванное межличностным общением и перегрузками на рабочем месте, так как работа медсестры предъявляет особые требования к профессиональным обязанностям специалиста и требует научно обоснованных методов подбора и адаптации. В связи с этим необходимо уделить особое внимание созданию системы профилактики и психогигиены медицинских сестер. Эффективным способом преодоления эмоционального выгорания может стать разработка и реализация копингстратегий в профессиональной деятельности специалистов, медицинских работников.
Стратегии преодоления (англ. cope — совладание) — стратегия действий, предпринимаемая человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемая в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущая к успешной адаптации. Они включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты для уменьшения или устранения условий, вызывающих стресс.