По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 800 DOI:10.33920/nik-02-2110-04

Концепты культуры в процессах исторической преемственности и трансляции культурных ценностей современных цивилизаций

Завьялова Наталья Алексеевна доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках Уральского федерального университета, д-р культурологии, доцент, 620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19, эл. адрес: n.a.zavialova@urfu.ru, ORCID: 0000-0002-9982-9753

В процессах исторической преемственности и механизмах трансляции культурных ценностей современных цивилизаций значимую роль играют концепты культуры и культурно-коммуникативные формулы, обладающие универсальным характером. В статье рассматривается данный механизм, при этом основанием анализируемого явления является прием повтора, манифестирующий главные для культуры и цивилизации смысловые кластеры. ККФ, репрезентирующие концепты культуры посредством культурных кодов и эталонов, передаются из поколения в поколение. Вместе с ними транслируются ценности, релевантные для представителей цивилизации. Значимой представляется идея о том, что прием повтора находится в фокусе внимания целого комплекса современных наук. Статья написана на значительном материале, связанном с функционированием таких языковых и культурных систем, как русская, китайская и англо-саксонская, что придает ей особую значимость. Материал статьи будет полезен в рамках направлений подготовки, связанных с изучением культуры данных регионов и их языков.

Литература:

1. Аквинский Ф. О сущем и сущности // Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lib.ru/HRISTIAN/AKWINSKIJ/ens.txt (дата обращения: 03.01.2014).

2. Бехтерев Б.М. Различные взгляды на природу внушения [Электронный ресурс] // PSYLIB: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. — URL: http://psylib.ukrweb.net/books/behtv01/txt01.htm (дата обращения: 31.01.2015).

3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Электронный портал Lib.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt (дата обращения: 03.01.2014).

4. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Том 5. — № 2. — С. 314–323.

5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2004. — 320 с. Данилевский Н. Россия и Европа. — М.: Ин-т русской цивилизации, 2011.— 816 с.

6. Докинз Р. Рассказ предка. Паломничество к истокам жизни: пер. с англ. С. Долотовской. — М., 2015. — 768 с.

7. Ильинский И.М. Образовательная революция. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социал. академии, 2002. — 592 с.

8. Лавренова Т.И. Теоретические основы изучения преемственности в культуре // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. — 2009. — № 11 (15). — С. 19–24.

9. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: сб. ст. — М.: Гнозис, 1994. — С. 10–263.

10. Луков Вл. А. Тезаурусный «парадокс Элиота» и понятие «взаимоотражение» в художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 1. — С. 26–33.

11. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. — М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. — 376 с.

12. Ensor B.E. / Энзор Б.Е. Testing Ethnological Theories on Prehistoric Kinship. CrossCultural Research. — 2017. — № 51 (3). — Pp. 199–227 / Проверка этнологических теорий о доисторическом родстве. — 2017. — № 51 (3). — С. 199–227.

13. Fang X., Singh S., Ahluwalia R. / Фанъ С., Синх С., Алувалия Р. An Examination of Different Explanations for the Mere Exposure Effect / Journal of Consumer Research. — 2007. — 34. — 97–103 pp. / Различные объяснения эффекта простой экспозиции. — Журнал исследований потребителей. — 2007. — 34. — С. 97–103.

14. Fombrun Ch., Shanley M. / Фомбран Ч., Шэнли М. What's in a Name? Reputation Building and Corporate Strategy // The Academy of Management Journal. — 1990. — № 33 (2). — Р. 233. / Что в имени? Построение репутации и корпоративная стратегия // Журнал академии управления. — 1990. — № 33 (2). — С. 233.

15. Klein R.G. / Клейн Р.Г. Language and human evolution. — Journal of Neurolinguistics. — 2017. — № 43. — Pp. 204–221 / Язык и эволюция человека. — Журнал нейролингвистики. — 2017. — № 43. — С. 204–221.

16. Reber R., Winkielman P., Schwarz N. / Ребер Р., Винкельман П., Шварц Н. Effects of Perceptual Fluency on Affective Judgments. — Psychological Science. — 1998. 9 (1): 45–48.doi:10.1111/1467-9280.00008. ISSN 0956-7976 / Влияние восприятия на эмоциональные суждения. — Психологическая наука. — 1998. 9 (1): 45–48.doi: 10.1111 / 1467-9280.00008. ISSN 0956-7976.

17. Zajonc R.B. / Зайонц Р.Б. Mere Exposure: A Gateway to the Subliminal. — Current Directions in Psychological Science. — 2001. — 10 (6) / Простая экспозиция: шлюз к подсознанию. — Актуальные направления в психологической науке. — 2001. — 10 (6).

1. Akvinskiy F. O sushchem i sushchnosti // Biblioteka Maksima Moshkova [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.lib.ru/HRISTIAN/AKWINSKIJ/ens.txt (data obrashcheniya: 03.01.2014).

2. Bekhterev B.M. Razlichnyye vzglyady na prirodu vnusheniya [Elektronnyy resurs] // PSYLIB: Psikhologicheskaya biblioteka Kiyevskogo Fonda sodeystviya razvitiyu psikhicheskoy kul'tury. — URL: http://psylib.ukrweb.net/books/behtv01/txt01.htm (data obrashcheniya: 31.01.2015).

3. Gobbs T. Leviafan, ili Materiya, forma i vlast' gosudarstva tserkovnogo i grazhdanskogo // Elektronnyy portal Lib.ru [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt (data obrashcheniya: 03.01.2014).

4. Golovin YU.A., Kokhanaya O.Ye. Kritika liberal'noy ideologii kak kontsepta v paradigme mediaobrazovaniya // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. — 2016. — Tom 5. — № 2. — S. 314–323.

5. Gusserl' E. Kartezianskiye razmyshleniya. — SPb.: Nauka, 2004. — 320 s. Danilevskiy N. Rossiya i Yevropa. — M.: In-t russkoy tsivilizatsii, 2011.— 816 s.

6. Dokinz R. Rasskaz predka. Palomnichestvo k istokam zhizni: per. s angl. S. Dolotovskoy. — M., 2015. — 768 s.

7. Il'inskiy I.M. Obrazovatel'naya revolyutsiya. — M.: Izd-vo Mosk. gumanit.-sotsial. akademii, 2002. — 592 s.

8. Lavrenova T.I. Teoreticheskiye osnovy izucheniya preyemstvennosti v kul'ture // Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. — 2009. — № 11 (15). — S. 19–24.

9. Lotman YU.M. Lektsii po struktural'noy poetike // YU.M. Lotman i tartusko--moskovskaya semioticheskaya shkola: sb. st. — M.: Gnozis, 1994. — S. 10–263.

10. Lukov Vl. A. Tezaurusnyy «paradoks Eliota» i ponyatiye «vzaimootrazheniye» v khudozhestvennoy kul'ture // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2012. — № 1. — S. 26–33.

11. Pelipenko A.A., Yakovenko I.G. Kul'tura kak sistema. — M.: Izdatel'stvo «YAzyki russkoy kul'tury», 1998. — 376 s.

12. Ensor B.E. Testing Ethnological Theories on Prehistoric Kinship. Cross-Cultural Research. — 2017. — № 51 (3). — Pp. 199–227 / Proverka etnologicheskikh teoriy o doistoricheskom rodstve. — 2017. — № 51 (3). — S. 199–227.

13. Fang X., Singh S., Ahluwalia R. An Examination of Different Explanations for the Mere Exposure Effect / Journal of Consumer Research. — 2007. — 34. — 97–103 pp. / Razlichnyye ob"yasneniya effekta prostoy ekspozitsii. — Zhurnal issledovaniy potrebiteley. — 2007. — 34. — S. 97–103.

14. Fombrun Ch., Shanley M. What's in a Name? Reputation Building and Corporate Strategy // The Academy of Management Journal. — 1990. — № 33 (2). — R. 233. / Chto v imeni? Postroyeniye reputatsii i korporativnaya strategiya // Zhurnal akademii upravleniya. — 1990. — № 33 (2). — S. 233.

15. Klein R.G. Language and human evolution. — Journal of Neurolinguistics. — 2017. — № 43. — Pp. 204–221 / YAzyk i evolyutsiya cheloveka. — Zhurnal neyrolingvistiki. — 2017. — № 43. — S. 204–221.

16. Reber R., Winkielman P., Schwarz N. Effects of Perceptual Fluency on Affective Judgments. — Psychological Science. — 1998. 9 (1): 45–48.doi:10.1111/14679280.00008. ISSN 0956-7976 / Vliyaniye vospriyatiya na emotsional'nyye suzhdeniya. — Psikhologicheskaya nauka. — 1998. 9 (1): 45–48.doi: 10.1111 / 1467-9280.00008. ISSN 0956-7976.

17. Zajonc R.B. Mere Exposure: A Gateway to the Subliminal. — Current Directions in Psychological Science. — 2001. — 10 (6) / Prostaya ekspozitsiya: shlyuz k podsoznaniyu. — Aktual'nyye napravleniya v psikhologicheskoy nauke. — 2001. — 10 (6).

Культурные традиции разных народов опираются и находят выражение в концептах культуры и культурно-коммуникативных формулах, которые выражают различные аспекты жизни народов — начиная от общественной и завершая личной и приватной.

Анализируя психофизиологические основы любви, симпатии, полового влечения, психологи пришли к выводу о том, что важнейшую роль в становлении привязанностей между людьми играет эффект привязки — якорный механизм (от англ. anchoring / вставать на якорь, adjustment / приспосабливаться) [14]. Многократные ситуации повторных контактов создают привязанности, в том числе и на уровне речевого коммуникативного взаимодействия. Эффект привязки формирует принятие и в некоторой степени необходимость обмениваться коммуникативными сообщениями, содержащими узнаваемые формулы. Они вызывают большую степень доверия, поскольку зачастую их содержание подкреплено прошлым положительным опытом.

Сходным механизмом, основанным на многочисленных повторяемых предъявлениях определенных явлений, является эффект чистой экспозиции (от англ. mere exposure effect / эффект простой экспозиции) [17]. Данный эффект также впервые был замечен и рассмотрен учеными-психологами, однако в современной науке он широко применяется маркетологами, профессионалами из мира рекламы, шоу-бизнеса и туризма [13; 16]. Суть явления сводится к тому, что многократное появление одних и тех же предметов, людей заставляет окружающих более доверительно и внимательно относиться к ним, даже в том случае если первоначально они не вызывали симпатии в своем окружении. Отдельные исследования проводятся в сфере психологии раннего детства, где ученым удалось зафиксировать уникальные данные о том, что во внутриутробном развитии младенцы положительно реагируют на повторяемые приятные слова и красивую музыку.

Важнейшими разработками отечественной культурфилософии, связанными с функционированием повтора в рамках тезаурусной концепции мировой культуры, является идея «рецептивной эстетики», разработанная В.А. Луковым и Вл. А. Луковым. Авторы указывают на важный факт о том, что всякому значительному достижению в сфере культуры предшествует сложная традиция наследуемых повторяемых явлений [10, с. 26–33]. При этом повторы не свидетельствуют о бедности содержательного плана представителей культурной традиции. Они являются своеобразным когнитивным базисом, который позволяет творцу использовать и интерпретировать перенимаемый материал культуры. По мнению Ю.М. Лотмана, в прозе и поэзии повторы проявляются посредством «универсального структурного принципа возвращения» [9, с. 88–90].

Для Цитирования:
Завьялова Наталья Алексеевна, Концепты культуры в процессах исторической преемственности и трансляции культурных ценностей современных цивилизаций. Ученый совет. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: