Культурные традиции разных народов опираются и находят выражение в концептах культуры и культурно-коммуникативных формулах, которые выражают различные аспекты жизни народов — начиная от общественной и завершая личной и приватной.
Анализируя психофизиологические основы любви, симпатии, полового влечения, психологи пришли к выводу о том, что важнейшую роль в становлении привязанностей между людьми играет эффект привязки — якорный механизм (от англ. anchoring / вставать на якорь, adjustment / приспосабливаться) [14]. Многократные ситуации повторных контактов создают привязанности, в том числе и на уровне речевого коммуникативного взаимодействия. Эффект привязки формирует принятие и в некоторой степени необходимость обмениваться коммуникативными сообщениями, содержащими узнаваемые формулы. Они вызывают большую степень доверия, поскольку зачастую их содержание подкреплено прошлым положительным опытом.
Сходным механизмом, основанным на многочисленных повторяемых предъявлениях определенных явлений, является эффект чистой экспозиции (от англ. mere exposure effect / эффект простой экспозиции) [17]. Данный эффект также впервые был замечен и рассмотрен учеными-психологами, однако в современной науке он широко применяется маркетологами, профессионалами из мира рекламы, шоу-бизнеса и туризма [13; 16]. Суть явления сводится к тому, что многократное появление одних и тех же предметов, людей заставляет окружающих более доверительно и внимательно относиться к ним, даже в том случае если первоначально они не вызывали симпатии в своем окружении. Отдельные исследования проводятся в сфере психологии раннего детства, где ученым удалось зафиксировать уникальные данные о том, что во внутриутробном развитии младенцы положительно реагируют на повторяемые приятные слова и красивую музыку.
Важнейшими разработками отечественной культурфилософии, связанными с функционированием повтора в рамках тезаурусной концепции мировой культуры, является идея «рецептивной эстетики», разработанная В.А. Луковым и Вл. А. Луковым. Авторы указывают на важный факт о том, что всякому значительному достижению в сфере культуры предшествует сложная традиция наследуемых повторяемых явлений [10, с. 26–33]. При этом повторы не свидетельствуют о бедности содержательного плана представителей культурной традиции. Они являются своеобразным когнитивным базисом, который позволяет творцу использовать и интерпретировать перенимаемый материал культуры. По мнению Ю.М. Лотмана, в прозе и поэзии повторы проявляются посредством «универсального структурного принципа возвращения» [9, с. 88–90].