* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. 2016. № 2.
Статья поступила 24.09.2015 г.
Решительный разрыв с идеями Д. Ньюмена, К. Ясперса, Х. Ортеги-и-Гассета, о которых речь шла в первой части статьи, обозначен в работе Билла Ридингса (1960–1992) «Университет в руинах». Выпускник Оксфорда Б. Ридингс работал в Университете Женевы (Швейцария), Сиракузском университете (США), Университете Монреаля (Канада). Отсюда следует, что он не по наслышке знал о проблемах университетского образования.
Основной смысл концепта «университет в руинах» заключается в том, что современный университет становится, как отмечает Ридингс, «…транснациональной бюрократической корпорацией, либо связанной с транснациональными инстанциями управления, такими как Европейский союз, либо функционирующей независимо, по аналогии с транснациональной корпорацией» [14. С. 24]. Внешними признаками такого перерождения прежнего Университета является то, что центральной фигурой Университета становится администратор, а не профессор, и, что самое главное, задачи университета осмысляются в логике «отчётности», согласно которой Университет должен стремиться к так называемому «совершенству» во всех аспектах своей деятельности [14. С. 24].
Слово «совершенство» является в данном случае весьма спорным переводом английского слова excellence, которое имеет также другие значения: «превосходство», «мастерство», «высокое качество». В западном образовании оно настолько распространено, что Ридингс считает возможным охарактеризовать современный университет как «Университет совершенства», представляющий собой не что иное, как руины прежнего университета. В российском образовании аналогом западного excellence выступает термин «качество», также трактуемое весьма формализованно и бюрократично. Как представляется, термин «качество» имеет то преимущество перед термином «совершенство», что в нем меньше выражен ценностный аспект, который в термине «совершенство» преобладает. Однако необходимо учитывать, что на Западе существует и термин quality, непосредственно обозначающий «качество». Ридингс и другие авторы разделяют excellence и guality. В связи с этим переводчик работы Б. Ридингса А. М. Корбут предлагает различать термин «совершенство» и «качество» по такому признаку: качество — это «внутренний критерий» оценки образовательной системы, «совершенство» — «внешний» [3. С. 15]. Именно этот аспект смысла термина excellence в наибольшей мере связан с современным университетом, выступающим, согласно Ридингсу, в прежде несвойственной ему роли игрока на глобальном рынке образовательных услуг, со всеми вытекающими отсюда последствиями: оценка деятельности университета в категориях «доход», «прибыль», конкурентоспособность, преобладание «бухгалтерского», а не «профессорского» взгляда на научно-педагогическую работу, сокращение удельного веса гуманитарных наук в преподавании как не приносящих явно выраженную выгоду, и т.д. и т.п.