По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2+008

Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 2*

Круглова Лариса Константиновна ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова», Россия, 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7, E-mail: lkkruglova@gmail.com

В статье анализируются концепты «идея университета» в трактовке Дж. Ньюмена и К. Ясперса, «миссия университета», как он представлен Х. Ортегой-и-Гассетом, «университет в руинах» — Б. Ридингсом, рассматривается концепция университетского образования Р. Барнетта. Показано, что в концепте Б. Ридингса «университет в руинах» отражены негативные тенденции трансформации современного университета, среди которых излишняя формализация и односторонняя ориентация на экономический эффект. Делается вывод, что с позиций антропологически ориентированной культурологии воплощение идеи университета как универсальности и выполнение им культуротворческой миссии возможно на основе принципа универсального гуманизма.

Литература:

1. Осмысление университета // Теоретические вопросы образо- Барнетт Р. вания: Хрестоматия / Сост., под ред. М. А. Гусаковского. — Минск, 2013. — С. 5–30

2. Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика // Гулыга А.В. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. — М. 1984. — С. 350–356.

3. / А. М. Корбут. От переводчика // Ридингс Б. Университет в руи- Корбут А.М. нах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. М. Корбута; под общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2009. — С. 14–16.

4. В. Гумбольдт и антропологический принцип в культурологии // Круглова Л.К. Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. — СПб.: СПбГУ, 2005. — С. 85–88.

5. ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ:PRO ET CONTRA // Семиозис Круглова Л.К. и культура: интеллектуальные практики. Монография. Гл. 2. — Сыктывкар, 2013. — С. 56–63.

6. Концепт «Антропологическая структура культуры»: эвристиче- Круглова Л.К. ский и методологический потенциал» // МИР КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Альманах Научно-образовательного культурологического общества России, вып. II. Изд. РХГА. — СПб., 2012. — С. 194–206.

7. Культурология. — СПб., 2008. — С. 502. Круглова Л.К.

8. Универсальный гуманизм как принцип решения проблемы Круглова Л.К. разнообразия и единства культур // Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества. Сб. научных статей. Изд. СпбКО. — СПб., 2010. — С. 134–138.

9. Человек как проблема философии, философии культуры и куль- Круглова Л.К. турологии // «Человек. Культура. Образование». Научно-образовательный и методический журнал. — 2015. — № 2(16). — Сыктывкар. — С. 33–52.

10. Опыт культурологии // Вопросы культурологии. — 2015. — Мартынов В.А. № 3. — С. 33–45.

11. Идея университета / Дж. Г. Ньюмен; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова, Ньюмен Дж.Г. под общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — 208 с.

12. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. Ортега-и-Гассет Х. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2005. — 104 с.

13. Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретического Рамишвили Г.В. языкознания // Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. — М., 1984. — С. 5–37.

14. Университет в руинах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. М. Корбута; под Ридингс Б. общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2009. — 248 с.

15. Идея университета / Карл Ясперс; пер. с нем. Т. В. Тягуновой, Ясперс Карл. ред. перевода О. Н. Шмарага; под общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — 159 с.

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. 2016. № 2.

Статья поступила 24.09.2015 г.

Решительный разрыв с идеями Д. Ньюмена, К. Ясперса, Х. Ортеги-и-Гассета, о которых речь шла в первой части статьи, обозначен в работе Билла Ридингса (1960–1992) «Университет в руинах». Выпускник Оксфорда Б. Ридингс работал в Университете Женевы (Швейцария), Сиракузском университете (США), Университете Монреаля (Канада). Отсюда следует, что он не по наслышке знал о проблемах университетского образования.

Основной смысл концепта «университет в руинах» заключается в том, что современный университет становится, как отмечает Ридингс, «…транснациональной бюрократической корпорацией, либо связанной с транснациональными инстанциями управления, такими как Европейский союз, либо функционирующей независимо, по аналогии с транснациональной корпорацией» [14. С. 24]. Внешними признаками такого перерождения прежнего Университета является то, что центральной фигурой Университета становится администратор, а не профессор, и, что самое главное, задачи университета осмысляются в логике «отчётности», согласно которой Университет должен стремиться к так называемому «совершенству» во всех аспектах своей деятельности [14. С. 24].

Слово «совершенство» является в данном случае весьма спорным переводом английского слова excellence, которое имеет также другие значения: «превосходство», «мастерство», «высокое качество». В западном образовании оно настолько распространено, что Ридингс считает возможным охарактеризовать современный университет как «Университет совершенства», представляющий собой не что иное, как руины прежнего университета. В российском образовании аналогом западного excellence выступает термин «качество», также трактуемое весьма формализованно и бюрократично. Как представляется, термин «качество» имеет то преимущество перед термином «совершенство», что в нем меньше выражен ценностный аспект, который в термине «совершенство» преобладает. Однако необходимо учитывать, что на Западе существует и термин quality, непосредственно обозначающий «качество». Ридингс и другие авторы разделяют excellence и guality. В связи с этим переводчик работы Б. Ридингса А. М. Корбут предлагает различать термин «совершенство» и «качество» по такому признаку: качество — это «внутренний критерий» оценки образовательной системы, «совершенство» — «внешний» [3. С. 15]. Именно этот аспект смысла термина excellence в наибольшей мере связан с современным университетом, выступающим, согласно Ридингсу, в прежде несвойственной ему роли игрока на глобальном рынке образовательных услуг, со всеми вытекающими отсюда последствиями: оценка деятельности университета в категориях «доход», «прибыль», конкурентоспособность, преобладание «бухгалтерского», а не «профессорского» взгляда на научно-педагогическую работу, сокращение удельного веса гуманитарных наук в преподавании как не приносящих явно выраженную выгоду, и т.д. и т.п.

Для Цитирования:
Круглова Лариса Константиновна, Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 2*. Вопросы культурологии. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: