Статья поступила 24.09.2015 г.
За более чем 900 лет своей истории университет как феномен культуры претерпел весьма существенные трансформации, связанные, в первую очередь, с изменениями социокультурной ситуации и влиянием национальной специфики. К настоящему времени единой модели университета не существует. Наиболее рельефно современные модификации модели университета представлены в Англии. Одна из них — это так называемые старые университеты (ancient university) — Оксфорд и Кембридж, которые соответствуют широко распространенным представлениям о классическом университете, хранителе средневековых традиций. Появление другой модели — так называемых «краснокирпичных университетов» (Red Brick Universities) — явилось ответом на бурный рост промышленного производства. Технологическая революция 1960-х гг. повлекла за собой возникновение ориентированных на инновационное развитие «университетов из листового стекла» (plate glass university). Информационный бум 1990-х привёл к возникновению «новых университетов», их называют также «университетами после 1992 г.» (post-1992 university).
Эти модели, или некоторые из них, в национально- и регионально-модифицированном виде фигурируют в системах высшего образования всех стран мира.
Однако бурный рост университетов и разнообразие их модификаций настоятельно требуют определения атрибутивных, т.е. неотъемлемых признаков именно университета. Острота постановки этого вопроса связана с тем, что, как показывает история, университет не только отражает ту или иную социокультурную ситуацию, но и является важнейшим фактором её изменения.
Представляется, что возможности содержательного обсуждения проблемы университета дают концепты «идея университета», «миссия университета», связанные с именами Д. Ньюмена (1801–1890), К. Ясперса (1883–1969), Х. Ортеги-и-Гассета (1883–1955) и других мыслителей, а также концепт «университет в руинах», автором которого является американский учёный Б. Ридингс (1969–1992).