По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2+008

Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 1

Круглова Лариса Константиновна ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова», Россия, 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7, E-mail: lkkruglova@gmail.com

В статье анализируются концепты «идея университета» в трактовке Дж. Ньюмена и К. Ясперса, «миссия университета», как он представлен Х. Ортегой-и-Гассетом, «университет в руинах» — Б. Ридингсом, рассматривается концепция университетского образования Р. Барнетта. Показано, что в концепте Б. Ридингса «университет в руинах» отражены негативные тенденции трансформации современного университета, среди которых излишняя формализация и односторонняя ориентация на экономический эффект. Делается вывод, что с позиций антропологически ориентированной культурологии воплощение идеи университета как универсальности и выполнение им культуротворческой миссии возможно на основе принципа универсального гуманизма.

Литература:

1. Осмысление университета // Теоретические вопросы обра- Барнетт Р. зования / Хрестоматия / Сост., ред. М. А. Гусаковского. — Минск, 2013. — С. 5–30.

2. Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика // Гулыга А.В. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. — М., 1984. — С. 350–356.

3. / А. М. Корбут. От переводчика // Ридингс Б. Университет в руи- Корбут А.М. нах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. М. Корбута; под общей ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2009. — С. 14–16.

4. В.Гумбольдт и антропологический принцип в культурологии / Круглова Л.К. Культурологические чтения. Научно-теоретический альманах. — СПб.: СПбГУ, 2005. — С. 85–88.

5. Проект глобальной культуры: pro et contra // Семиозис и куль- Круглова Л.К. тура: интеллектуальные практики. Монография. Гл. 2. — Сыктывкар, 2013. — С. 56–63.

6. Концепт «антропологическая структура культуры»: эвристиче- Круглова Л.К. ский и методологический потенциал // МИР КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Вып. II. Изд. РХГА. — СПб., 2012. — С. 194–206.

7. Культурология. — СПб., 2008. — 502 с. Круглова Л.К.

8. Универсальный гуманизм как принцип решения проблемы Круглова Л.К. разнообразия и единства культур // Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества. Сб. научных статей. — СПб.: СПбКО, 2010. — С. 134–138.

9. Человек как проблема философии, философии культуры и куль- Круглова Л.К. турологии // Человек. Культура. Образование. Научно-образовательный и методический журнал. — 2015. — № 2(16). — Сыктывкар. — С. 33–52.

10. Опыт культурологии // Вопросы культурологии. — 2015. — Мартынов В.А. № 3. — С. 33–45.

11. Идея университета / Дж.Г. Ньюмен; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова, Ньюмен Дж.Г. под общ. ред. М.А Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — 208 с.

12. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. Ортега -и-Гассет Х. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2005. — 104 с.

13. Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретического Рамишвили Г.В. языкознания // Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. — М., 1984. — С. 6–37.

14. Университет в руинах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. М. Корбута; под Ридингс Б. общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2009. — 248 с.

15. Идея университета / Карл Ясперс; пер. с нем. Т. В. Тягуновой, ред. Ясперс К. перевода О. Н. Шмарага; под общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск: БГУ, 2006. — 159 с.

Статья поступила 24.09.2015 г.

За более чем 900 лет своей истории университет как феномен культуры претерпел весьма существенные трансформации, связанные, в первую очередь, с изменениями социокультурной ситуации и влиянием национальной специфики. К настоящему времени единой модели университета не существует. Наиболее рельефно современные модификации модели университета представлены в Англии. Одна из них — это так называемые старые университеты (ancient university) — Оксфорд и Кембридж, которые соответствуют широко распространенным представлениям о классическом университете, хранителе средневековых традиций. Появление другой модели — так называемых «краснокирпичных университетов» (Red Brick Universities) — явилось ответом на бурный рост промышленного производства. Технологическая революция 1960-х гг. повлекла за собой возникновение ориентированных на инновационное развитие «университетов из листового стекла» (plate glass university). Информационный бум 1990-х привёл к возникновению «новых университетов», их называют также «университетами после 1992 г.» (post-1992 university).

Эти модели, или некоторые из них, в национально- и регионально-модифицированном виде фигурируют в системах высшего образования всех стран мира.

Однако бурный рост университетов и разнообразие их модификаций настоятельно требуют определения атрибутивных, т.е. неотъемлемых признаков именно университета. Острота постановки этого вопроса связана с тем, что, как показывает история, университет не только отражает ту или иную социокультурную ситуацию, но и является важнейшим фактором её изменения.

Представляется, что возможности содержательного обсуждения проблемы университета дают концепты «идея университета», «миссия университета», связанные с именами Д. Ньюмена (1801–1890), К. Ясперса (1883–1969), Х. Ортеги-и-Гассета (1883–1955) и других мыслителей, а также концепт «университет в руинах», автором которого является американский учёный Б. Ридингс (1969–1992).

Для Цитирования:
Круглова Лариса Константиновна, Концепты «идея университета», «миссия университета», «университет в руинах»: культурологический анализ. Часть 1. Вопросы культурологии. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: