Компетентность — умелое и квалифицированное выполнение лицом возложенных на него должностных и профессиональных обязанностей; устанавливается благодаря квалификационным характеристикам. Компетентность очерчивает круг проблем, в которых данный человек обладает опытом и характеризует совокупность его полномочий, прав и обязанностей. Иначе говоря, компетентность на сегодняшнем рынке труда принято рассматривать как наиболее широкое понятие, включающее в себя совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций [1].
Компетенции — совокупность активно используемых знаний, умений, навыков, а также профессионально-важные качества личности, необходимые работнику для эффективного выполнения работы [2].
Виды компетенций: персональные, корпоративные, ключевые, профессиональные, управленческие, организационные.
Трудно описать все многообразие свойств личности работника и их сочетание, поэтому компетенция описывает то, что работники должны делать для достижения результата:
- проявление умений, знаний и навыков;
- требуемое качество выполнения должностных обязанностей;
- поведение, необходимое для успешного выполнения задач.
На рис. 1 наглядно изображены параметры, которые включает в себя персональная компетенция. В отличие от профессиональной, управленческой или организационной, она носит более широкий характер, так как учитывает не только профессиональные навыки и знания, но и личностные особенности отдельного работника.
Корпоративная компетенция — это компетенция, которой должен обладать с точки зрения личной конкурентоспособности каждый работник на том уровне, на котором это необходимо компании для реализации экономических, производственных, коммерческих целей. Основная особенность корпоративной компетенции заключается в том, что данная компетенция ориентирована на выявление знаний и навыков у сотрудника, необходимых для работы конкретно в данной организации на занимаемой им должности. Она не рассматривает его личностные качества, мотивацию и особенности деятельности.