В настоящее время особенно актуальными являются принципы концептуального моделирования, где модель представляет собой множество понятий и связей между ними, являющихся смысловой структурой рассматриваемой предметной области — лечебно-реабилитационого процесса (ЛРП) [13]. Как понятие профессиональной медицинской деятельности ЛРП является важнейшим предметом познания в клинической медицине и реабилитологии, от понимания сущности которого в конечном счете зависит результат коллективной деятельности медицинских работников. Изучение профессиональной деятельности фигурантов ЛРП производилось с помощью построения концептуальных моделей, средств и методов лечебной физической культуры.
Под лечебной физической культурой (ЛФК) подразумевается раздел медицины и вид физической культуры, представляющие собой медико-педагогическую деятельность, средства и методы лечения, реабилитации больных, инвалидов и способ вторичной профилактики рецидивов заболеваний. Научно-теоретическим основанием теории и методики ЛФК является теория деятельности и системный подход [7, 12].
Функциональным аналогом реального ЛРП может служить его концептуальная модель (КМ) (рис. 1).
В этой взаимодействующей паре, не считая врачей — специалистов других профессий, можно вычленить КМ субъекта профессиональной деятельности — лечащего врача и, соответственно, модель объекта — поведение пациента.
КМ лечебно-реабилитационного процесса с использованием средств и методов ЛФК имеет определенные отличительные особенности, характеризующиеся, во-первых, тем, что в ЛРП участвуют уже не два фигуранта, а четыре (также не считая врачей других специальностей) (рис. 2).
Это явление обусловливает разработку уже не двух, а четырех функционально сочетающихся между собой КМ деятельности фигурантов ЛРП, а самое главное — активизацию деятельности объекта лечения, превращая его таким образом в субъекта ЛРП. Во-вторых, ЛРП с использованием средств и методов ЛФК — это не чисто медицинская процедура, а медико-педагогическое явление, требующее использования не только медицинских, но и психолого-педагогических средств, методов с применением и трансформацией понятийно-категориального аппарата медицины, педагогики физического воспитания, физической культуры.