По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.825

Концептуальные модели профессиональной деятельности фигурантов лечебно-реабилитационного процесса средствами и методами лечебной физической культуры

Коршунов Олег Иванович кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Федотова Ирина Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», е-mail: calin.fedotova@mail.ru
Скворцов Всеволод Владимирович доктор медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», е-mail: vskvortsov1@ya.ru
Беликова Анастасия Юрьевна ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», студентка 6-го курса педиатрического факультета

Статья посвящена рассмотрению фигурантов и концептуальных моделей реабилитационного процесса. Оговорены отличительные особенности использования средств лечебной физической культуры в работе врача-терапевта.

Литература:

1. Алексина А. И. Методы лечебной физкультуры / А. И. Алексина, О. И. Коршунов, Н. А. Куропаткина // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: Тезисы докладов конференции. — Волгоград, 2005. — С. 56–58.

2. Бабанский О. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 558 с.

3. Бакулин В.С. Ревизия названия и метода «Лечебная физическая культура» / В. С. Бакулин, О. И. Коршунов. Актуальные вопросы врачебно-педагогического контроля в массовой физической культуре: Сборник трудов. — Волгоград, 2009. — С. 17–20.

4. Донской Д. Д. Законы движений в спорте: Очерки по теории структурности движений. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 175 с.

5. Коршунов О. И. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория и проблемы его семантики и квалиметрии / О. И. Коршунов, И. Н. Иванов, Е. В. Сиухина // Вуз, здоровье, интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. — Волгоград, 2001. — С. 24–26.

6. Коршунов О. И. Очерки теории и методики лечебной физической культуры и кинезореабилитации / О. И. Коршунов, Н. А. Куропаткина. — Волгоград, 2015. — 165 с.

7. Коршунов О. И. Об искажении содержания понятия «Лечебная физическая культура» // Материалы 1-й Научно-практической конференции с международным участием «Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития». — М.: 2017 (электронный носитель).

8. Науменко Ю. В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования // Отечественная и зарубежная педагогика: научный и информационно-аналитический журнал. — 2013. — № 5 (14). — С. 115–146.

9. Павленко С. М. Системный подход к изучению проблем нозологии и концепция саногенеза // Советская медицина. — 1980. — № 10. — С. 93–96.

10. Струков А. Н. Общая патология человека: Руководство для врачей / А. Н. Струков, В. В. Серов, Д. С. Саркисов. — М.: Медицина, 1990. — 375 с.

11. Тазиев Р. В. Современные концепции стратегических профилактических реабилитационных программ / Р. В. Тазиев, Э. И. Аухадеев // Лечебная физкультура и массаж. — 2008. — № 4. — С. 3–10.

12. Korshunow O. I. Sistemocentrism and activity approach asascientifi c-theoretical basis of kinesirehabilitation / O. I. Korshunow, I. V. Fedotova, A. Yu. Belikova // Modernscience. ISSN2414. — 2017. — № 3.

13. Витевский В. Д., Сухова С. В. Иерархическое управление концептуальными моделями в интересах иммитационного моделирования // Управление большими системами: Материалы XIII Всероссийской школы-конференции молодых ученых. Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН; Самарский университет. — 2016. — С. 287–299.

14. Федотова И. В. Роль кинезореабилитации в процессе медико-социальной адаптации бывших спортсменов: Учебно-методическое пособ // Основы методологии постпрофессиональной адаптации спортсменов Федотова И. В. — Волгоград, 2016. — С. 73–89.

В настоящее время особенно актуальными являются принципы концептуального моделирования, где модель представляет собой множество понятий и связей между ними, являющихся смысловой структурой рассматриваемой предметной области — лечебно-реабилитационого процесса (ЛРП) [13]. Как понятие профессиональной медицинской деятельности ЛРП является важнейшим предметом познания в клинической медицине и реабилитологии, от понимания сущности которого в конечном счете зависит результат коллективной деятельности медицинских работников. Изучение профессиональной деятельности фигурантов ЛРП производилось с помощью построения концептуальных моделей, средств и методов лечебной физической культуры.

Под лечебной физической культурой (ЛФК) подразумевается раздел медицины и вид физической культуры, представляющие собой медико-педагогическую деятельность, средства и методы лечения, реабилитации больных, инвалидов и способ вторичной профилактики рецидивов заболеваний. Научно-теоретическим основанием теории и методики ЛФК является теория деятельности и системный подход [7, 12].

Функциональным аналогом реального ЛРП может служить его концептуальная модель (КМ) (рис. 1).

В этой взаимодействующей паре, не считая врачей — специалистов других профессий, можно вычленить КМ субъекта профессиональной деятельности — лечащего врача и, соответственно, модель объекта — поведение пациента.

КМ лечебно-реабилитационного процесса с использованием средств и методов ЛФК имеет определенные отличительные особенности, характеризующиеся, во-первых, тем, что в ЛРП участвуют уже не два фигуранта, а четыре (также не считая врачей других специальностей) (рис. 2).

Это явление обусловливает разработку уже не двух, а четырех функционально сочетающихся между собой КМ деятельности фигурантов ЛРП, а самое главное — активизацию деятельности объекта лечения, превращая его таким образом в субъекта ЛРП. Во-вторых, ЛРП с использованием средств и методов ЛФК — это не чисто медицинская процедура, а медико-педагогическое явление, требующее использования не только медицинских, но и психолого-педагогических средств, методов с применением и трансформацией понятийно-категориального аппарата медицины, педагогики физического воспитания, физической культуры.

Для Цитирования:
Коршунов Олег Иванович, Федотова Ирина Викторовна, Скворцов Всеволод Владимирович, Беликова Анастасия Юрьевна, Концептуальные модели профессиональной деятельности фигурантов лечебно-реабилитационного процесса средствами и методами лечебной физической культуры. Терапевт. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: