По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Концепция восприятия качества в современном товароведении продовольственных товаров

Е.А. Семенова аспирант, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»
А.Л. Мастихина аспирант, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»
Ю.И. Сидоренко д-р техн. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»

Качество продовольственных товаров, поступающих и реализующихся на российском рынке, оценивается общепринятыми и давно известными методами: органолептическими, физико-химическими и микробиологическими. При оценке продовольственной продукции ее «качество» определяется как степень соответствия совокупности присущих данной продукции характеристик нормативным требованиям. Таким образом, каждое проведенное исследование по оценке качества продукции позволяет лишь идентифицировать ее соответствие требованиям нормативной документации.

Литература:

1. Дуборасова Т.Ю. Сенсорный анализ пищевых продуктов. Дегустация вин: учебное пособие / Т.Ю. Дуборасова. — М.: ИТК «Дашков и К», 2009. — 184 с.

2. Кантере В.М., Матисон В.А., Фоменко М.А. Сенсорный анализ продуктов питания: монография/ В.М. Кантере, В.А. Матисон, М.А. Фоменко. — М.: РАСХН, 2003. — 400 с.

3. Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: учебник / Т.Г. Родина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.

4. Сидоренко М.Ю. Диссертация на тему: Научное обоснование принципов проектирования состава и потребительских характеристик продуктов персонифицированного питания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http:// mgupp.ru.

Стремительно развивающийся рынок продовольствия, увеличивающаяся конкурентная борьба между производителями ставят новые задачи для товароведения, а именно: проектирование продовольственных товаров на основе инновационных подходов. Инновационные подходы к формированию современного оборота продовольствия требуют, наряду с разработкой технологии выявления потребительских предпочтений и проектирования на их основе продуктов питания, формирования продукции сенсорно привлекательной для потребителя, основываясь на психофизиологическое восприятие качества продукции.

Поскольку именно наука «органолептика» опирается на психологию, физиологию, товароведение и др. науки, позволяющие проектировать инновационные продукты питания, главным элементом современного товароведения выступает «сенсорная оценка».

Долгое время результаты органолептических исследований не считались достаточно достоверными, однако, сейчас по точности и объективности сенсорная оценка приближается к результатам, получаемым другими методами анализа, а во многих случаях подобные результаты невозможно получить другим путем.

На современном этапе развития перед наукой товароведения стоят следующие перспективные задачи, решаемые сенсорными исследованиями:

  1. Усовершенствование способов и методов органолептической оценки;
  2. Применение объективных инструментальных сенсорных систем;
  3. Изучение синергизма веществ продукции;
  4. Формирование новой продукции с заданными потребительскими характеристиками, сенсорно привлекательной для потребителей
  5. Разработка методологического, методического и информационного обеспечения.

Одним из наиболее объективных методов органолептического анализа, проводимого экспертами-дегустаторами, является применение балльных шкал для оценки качества продукции. Использование балльных шкал позволяет перевести характеристики сенсорных признаков из качественных измерений в количественные.

Разработка балльной шкалы осуществляется экспертами в несколько этапов: 1) выбор номенклатуры показателей качества; 2) составление схем-таблиц характеристик уровней качества; 3) назначение коэффициентов весомости показателей качества; 4) обсуждение разработанных элементов балльной шкалы; 5) опробование балльной шкалы и 6) внесение корректировок [2,3]. Коэффициенты весомости используют в связи с различной значимостью единичных показателей в общем восприятии качества продукции. Они выражают долевое участие признака в формировании качества продукта и служат множителями при расчете общей оценки качества.

Для Цитирования:
Е.А. Семенова, А.Л. Мастихина, Ю.И. Сидоренко, Концепция восприятия качества в современном товароведении продовольственных товаров. Товаровед продовольственных товаров. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: