Дата поступления рукописи в редакцию: 04.12.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.12.2023.
Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности», «средство размещения — это имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц; гостиница представляет собой средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги».
Для постояльцев гостиницы уже давно стали чем-то большим, нежели местом для ночлежки. Предприятия все чаще отходят от концепции Bed and Breakfast, предлагая гостям разнообразный ассортимент дополнительных услуг. Доходы гостиницы складываются из продажи номеров и прочих услуг, к которым можно отнести такие, как услуги такси, аренда автомобиля, продажа сувениров, платное телевидение, аренда конференц-залов и т. д. Благодаря данным продажам, гостиницы могут в разы увеличить доход.
Сейчас, как никогда раньше, гостиницы должны ставить перед собой цель максимизации доходов и минимизации расходов. Эти два понятия объединяются в рамках процесса управления доходами — экономической техники, направленной на прогнозирование спроса с целью определения наилучшей ценовой политики для оптимизации доходов.
Словарь международных туристских терминов определяет: «Управление доходами (revenue management) — это система мер, способствующая увеличению доходов предприятия от продажи гостиничных мест и дополнительных услуг. В основном в этих целях используются дифференцированные цены, позволяющие стимулировать рост спроса и в то же время увеличивать средние доходы на единицу продукции».
По мнению Р. Хадда, А. Роупера и П. Джонса: «Управление доходами — это инструмент согласования спроса и предложения путем деления гостей на сегментные группы и выявления их покупательных способностей с целью увеличения доходов предприятия».
Таким образом, можно сказать, что управление доходами — это система применения различных ценовых стратегий по максимизации прибыли и минимизации расходов, основанных на законе спроса и предложения.