По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Концепция «третьего места»

Елена Лебедева эксперт в сфере концепции и форматов магазинов, основатель Агентства Lebedeva. Consulting

Эта концепция уже давно известна мне через частое упоминание в литературе по проектированию магазинов. Все зоны комьюнити, зоны кафе в каждом магазине, мастер-классы для покупателей или детские зоны — это отзвуки этой знаменитой теории американского социолога Рея Ольденбурга, впервые опубликованной в 1982 году. Но недавно я впервые прочитала именно сам первоисточник благодаря долгому перелету. Книга, вызывающая удивление, — это же идеальная книга, верно?

В «Википедии» есть классная статья, можно почитать, а я скажу о своем впечатлении.

Автор говорит, что страны и корпорации в погоне за экономической эффективностью лишили наши человеческие сообщества важной части — мест, где можно было встречаться и болтать без целей, необходимости и надобности. Переезд Америки в пригороды сделал ее жителей одинокими, замкнутыми в своем идеальном комфорте.

Раньше эту функцию выполняли бары, таверны, магазинчики за углом, аптеки и другие «третьи места» (не дом и не работа).

Ольденбург переживает, что даже работа стала брать на себя эти социальные функции вследствие разрушения инфраструктуры таких маленьких «третьих мест».

Брак также стал брать на себя больше функций, и вот уже супруги становятся «партнерами» и «друзьями» друг для друга, зачастую единственными. И это не привело к укреплению института брака, а скорее наоборот.

В этой новой системе проектирования общественных пространств исчезло место для подрастающих детей, подростков. И единственное место, где, по сути, им рады, — это дом.

Одним из восьми признаков «третьего места» является его доступность. Оно было либо бесплатным, либо очень дешевым. Однако когда правительства упустили из рук эту социальную функцию, ее подхватили коммерсанты. А те предлагают эти функции, но за гораздо бóльшие деньги. Дорогой центр досуга, притворяющийся «третьим местом», таковым не является.

Интересен раздел, где автор анализирует возрастание популярности «самопомощи» и воспитание индивидуализма. Пожалуй, процитирую. «Непрекращающееся и агрессивное превознесение индивида, а также идея о том, что хорошая жизнь — это индивидуальное достижение, снижают мотивацию к коллективным усилиям, отрицают значение коллективных усилий и скрывают тот факт, что много чего хорошего и полезного можно получить только в результате коллективных усилий. Читателя легко подводят к мысли о том, что любой неуспех коллективных усилий является великой и воодушевляющей победой личной свободы». Так что почитать о связи роста популярности лайфкоучинга и ошибок в организации общественных пространств в этой книге тоже можно. Как и много рассуждений о браке и явлении чайлдфри.

Для Цитирования:
Елена Лебедева, Концепция «третьего места». Современная торговля. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: