Последние десятилетия развития общества характеризуются высокими темпами урбанизации и интенсификацией промышленного производства, которые, наряду с повышением общего уровня жизни людей, способствуют росту отходов жизнедеятельности населения планеты. Объемы этих отходов растут в 3‒4 раза быстрее, чем растет само население. Отходы производства и потребления (далее – отходы) начинают создавать угрозу экологии не только для технически развитых стран, но и для всего населения Земли. Воздействие этих отходов на природу и человека снижает общий эффект использования производимой продукции, ухудшает комфортность жизни всей флоре и фауне Земли.
Еще одной проблемой, с которой столкнулись технически развитые страны в процессе развития промышленности, является необходимость утилизации выводимой из эксплуатации техники (ВЭТ). Устаревшая техника, требующая утилизации, содержит большое количество материалов, поддающихся рециклингу и повторному использованию, а также ряд опасных для флоры и фауны компонентов. При этом процесс получения большинства материалов при трудозатратах в разы меньших по сравнению с переработкой коммунальных и твердых бытовых отходов (КиТБО), позволяет рециклировать до 95% и более массы техники.
Практически во всех странах, имеющих большой парк используемой техники, а тем более в странахпроизводителях техники, созданы и успешно функционируют системы ее утилизации. Непосредственное участие в обеспечении эффективного функционирования этих систем принимает правительство этих стран, обеспечивая участников системы утилизации нормативнозаконодательной базой и при необходимости экономической поддержкой.
В России до настоящего времени, несмотря на сформированную в последние годы нормативно-законодательную и экономическую базу в государственно формате, Единая система утилизации ВЭТ не создана.
Имеется ряд работ, посвященных теории создания систем утилизации, в основном для автомобилей, например [1]. Выполнен ряд теоретических работ по утилизации сельскохозяйственной техники, например [2].