По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 725

Концепция современного ТРЦ

Л. Лебедева специальный корреспондент

Аналитики прогнозируют рост объема инвестиционных сделок с недвижимостью в России на 25% в текущем году — с $2,8 млрд до $3,5 млрд. Торговая недвижимость традиционно войдет в тройку лидеров: в 2018 году она уступала только офисной — 31 и 28% сделок соответственно. Эксперты отмечают стабильную активность арендаторов, а вот инвесторы все еще осторожны — сказываются последствия затяжного кризиса, который заставил отложить ввод многих объектов на неопределенный срок. Сегодня они готовы вкладываться только в комплексные проекты, которые предлагают одновременно яркую идею, короткий срок реализации и хорошую окупаемость.

Современные торгово-развлекательные центры (ТРЦ) — это не просто «коробки с магазинами». Успешные лайфстайл-решения сочетают в себе максимум возможностей: торговлю, фуд-корты, кластер сопутствующих услуг, развлечения (от кинотеатра до скалодрома),— в таком ТРЦ можно провести целый день. Например, в The Dubai Mall (ОАЭ) оборудованы санные и лыжные трассы, ледовый каток, есть водопады и самый большой в мире крытый аквариум с 33 тыс. рыб. The Grand Canal Shoppes — ТРЦ в Лас-Вегасе — представляет собой маленькую Венецию: несколько кварталов торгового центра соединены между собой каналами, до ресторанов и магазинов можно добраться как пешком, так и на гондолах.

Аналитики утверждают, что в России рынок лайфстайл-концепций еще не насыщен: 81% наших сограждан идут в ТРЦ именно за покупками, тогда как, к примеру, в ОАЭ и Турции 59 и 52% соответственно посещают торгово-развлекательные комплексы для того, чтобы попасть в ресторан или отдохнуть. Но и в России можно найти интересные примеры достаточно ярких идей.

ТРЦ «Вегас» на Каширском шоссе в Москве — единственный торговый центр в России, который совмещен с парком экстремальных аттракционов, разбит на соответствующе оформленные тематические пространства. Его ежедневная посещаемость составляет 70–90 тыс. человек.

Якорной функцией проекта может быть и развлечение. Например, самый большой в России аквапарк «Аквамир», построенный в Новосибирске в 2016 году, оснащен коммерческими площадями, на которых размещены вендинговые автоматы, магазины, салоны красоты и здоровья, различные кафе. За первые полтора года своего существования комплекс принял 1,3 млн человек.

По оценкам аналитиков, хорошая идея, на которую «клюнет» народ, станет одним из определяющих факторов в развитии ТРЦ в ближайшие годы. Однако одной идеи мало — очень многое зависит от ее качественной реализации.

Опасность «застрять в долгострое» делает многих инвесторов нерешительными и осторожными. В памяти еще свежи события 2017 года, когда ввод новых ТРЦ достиг исторического минимума за 10 лет. В регионах и в текущем году открытие 70% запланированных к вводу ТРЦ было перенесено с первого на второе полугодие. От некоторых проектов и вовсе отказываются, как, например, в Волгоградской области, где инвестор «Инпром Эстейт» решил не строить ТРЦ «Мармелад».

Для Цитирования:
Л. Лебедева, Концепция современного ТРЦ. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: