Модель «бережливого мышления» иногда интерпретируют как концепцию, которая фокусируется на снижении затрат и минимизации числа сотрудников компании. Однако модель «бережливого мышления» имеет значительно более существенный потенциал, опираясь на систему принципов, которые помогают организациям достигать своих целей более эффективно, постоянно улучшая значения корпоративных показателей. Более двадцати лет назад были сформулированы идеи бережливого производства, причем основополагающая идея была сформулирована следующим образом: любые затраты ресурсов на цели, не связанные с созданием ценности для конечного потребителя, являются расточительными и должны быть исключены из расходного бюджета [1]. В начале 1990-х годов концепция бережливого производства с операционного уровня была расширена до стратегического уровня с появлением принципов бережливого производства и четкого определения таких понятий, как «потребительская ценность», «управление цепочкой создания ценности», «развитие потенциала поточного производства», «снижение до нулевых значений всех нерациональных затрат в производственной системе» [2].
В настоящее время концепция бережливого производства получила распространение на предприятиях различных отраслей промышленности как подход, позволяющий повысить потребительскую ценность продуктов и услуг (за счет придания им дополнительных свойств и характеристик) и устранить все нерациональные операции. Основные отличия модели бережливого производства от традиционных подходов к организации производства представлены в табл. 1.
Модель бережливого производства хорошо зарекомендовала себя в автомобильной промышленности, где основой бизнес-стратегии являются достижение безупречных операционных процессов и предложение потребителям продукта, оптимального по соотношению «цена – качество». Такая стратегия оправдана, когда объемы производства высокие, а сами продукты и бизнес-процессы в высокой степени стандартизованы. В компаниях, в которых стратегия сфокусирована на достижение и поддержание тесных долгосрочных отношений с клиентами (например, в упаковочной промышленности), основная цель – удовлетворить специфические требования клиентов в специфических областях. Для этого необходимо проектировать индивидуальные решения, используя гибкую систему процессов во всей цепочке создания потребительской ценности. Чтобы адаптировать процессы к требованиям и запросам клиентов в независимости от типа предприятия (частная компания, государственное предприятие, некоммерческая организация), целесообразно использовать модель «бережливого мышления», которая сформировалась как развитие базовых принципов и подходов концепции бережливого производства и нацелена на формирование конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.