По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 271.2-528-549 (476) + 27-528 (476) «15/17» DOI:10.33920/nik-01-2012-03

Концепция кризиса церковной жизни в Киевской митрополии во второй половине XVI века

Сенченко Леонид Леонидович священник, Минская духовная семинария, Республика Беларусь, 231822, Гродненская область, Слонимский район, г. п. Жировичи, ул. Соборная, д. 55, E-mail: lenyasenchenko@mail.ru

В данной статье представлено историографическое осмысление феномена Брестской церковной унии (1596 г.). Проанализированы источники, свидетельствующие о религиозной ситуации в Киевской митрополии, которая оказала влияние на заключение союза с Римско-католической церковью. Выявлены и обоснованы концепции кризиса в освещении не только отечественной историографии, но и представителей разных школ. На основе проведенного исследования автор утверждает, что на сегодняшний день существуют пять концепций кризиса церковной жизни в Киевской митрополии во второй половине XVI в., в истории освещения феномена унии.

Литература:

1. Гудзяк Б. Криза i реформа. Киiевська митрополiя, Царгородський патрiархат i генеза Берестейськоi унii / Б. Гудзяк. — Львiв: Iнститут Iсторii Церкви Львiвськоi Богословськоi Академii, 2000. — 426 с.

2. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595–1596 гг. / М.В. Дмитриев. — М.: Изд-во Московского университета, 2003. — 320 с.

3. Документы Брестской унии [Электронный ресурс]. — URL: http://ua.convdocs.org/ docs/index-71386.html (дата обращения: 16.01.2018).

4. Коялович М.О. Литовская церковная уния / М.О. Коялович. — СПб.: Типография духовного журнала «Странник», 1861. — Т. 2. — 442 с.

5. Левицкий О. Внутреннее состояние Западно-Русской Церкви в Польско-Литовском государстве в конце XVI в. и уния / О. Левицкий. — Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1884. — 108 с.

6. Марозава С.В. Берасцейская царкоўная унія 1596 г. у беларускай гістарыяграфіі / С.В. Марозава. — Гродна: ГрДУ, 2002. — 132 с.

1. Gudzyak B. Krizai Reforma. Kievska Metropolitanate, the Patriarchate Shargorodskyi Genesis Beresteyska Union / B. Hudak. — Lviv: Institute Of the history of the Church of the Lviv Theological Academy, 2000. — 426 s.

2. Dmitriev M.V. Between Rome and Tsargrad. Genesis of the Brest Church Union 1595– 1596 / M.V. Dmitriev. — Moscow : Publishing house of Moscow University, 2003. — 320 s.

3. Documents of the Brest Union [Electronic resource]. Access Mode: http://ua.convdocs. org/docs/index-71386.html (Access date: 16.01.2018).

4. Koyalovich M.O. Lithuanian Church Union / M.O. Koyalovich. — St. Petersburg: in the printing house of the spiritual magazine “Wanderer”, 1861. — Vol. 2. — 442 s.

5. Levitsky O. The Internal state of the Western Russian Church in the Polish-Lithuanian state at the end of the XVI century. and the Union / O. Levitsky. — Kiev: Printing House OfG. T. Korchak-Novitsky, 1884. — 108 s.

6. Morozova S.V. Brest Church Union of 1596 in the Belarusian historiography / S.V. Morozova. — Grodno: Grgu, 2002. — 132 s.

Статья поступила 20.07.2020

Кризисные явления, накопившиеся в Киевской митрополии после разделения Русской церкви, рассматриваются историками в качестве основного фактора появления Брестской церковной унии (1596 г.).

Впервые о том, что церковная жизнь в Речи Посполитой пришла в упадок и это стало причиной Брестской церковной унии, заявил О. Левицкий. Он пишет о том, что коренные причины этого печального явления следует искать не во внешних условиях тогдашнего положения Западнорусской церкви, не в кознях иезуитов и не в замыслах правительства, а внутри нее самой: в порче коренных основ ее организации, в тех страшных внутренних язвах, которые разъедали ее организм и делали ее легкой добычей для каждого из ее врагов. Главный источник и корень этого зла лежал в беспорядках тогдашней церковной иерархии и в крайней деморализации большинства ее представителей. Значение этого печального явления столь велико, что без него все другие внешние причины были бы бессильны породить унию, и наоборот: оно одно таило в себе столько опасных элементов, что и помимо влияния этих причин раньше или позже должно было неминуемо привести Западнорусскую церковь если не к унии, то к иным столь же опасным потрясениям. Стоит лишь внимательно присмотреться к явлениям тогдашней церковной жизни в Юго-Западной Руси, окинуть одним взглядом всю эту страшную картину полной дезорганизации церковно-иерархических отношений снизу доверху: невежество и, как тогда говорили, великое грубиянство и недбалость (халатность) низшего духовенства, упадок монастырей и полное забвение лучших преданий древнерусского отшельничества, в особенности же те неслыханные и, по нашим теперешним понятиям, просто невообразимые злоупотребления, какие творились тогда в сфере высшей церковной иерархии, эти беспрестанные случаи узурпации светскими лицами высших церковных достоинств, купля и продажа епископий и архимандритств, безнравственная жизнь большинства этих непризванных владык и архимандритов, дерзкое нарушение ими канонов и преданий церковных, исключительная и открытая погоня за наживой и неправедными прибытками и полное пренебрежение к своим пастырским обязанностям. Стоит вникнуть во все это, чтобы убедиться, что такое хаотическое состояние Западнорусской церкви должно было неизбежно разрешиться каким-нибудь крупным и опасным потрясением. Вспомним, что все это происходило в то самое время, когда в Литве и Юго-Западной Руси под влиянием только что прошедшей и далеко еще не улегшейся волны реформационного движения наступило страшное брожение умов, не ограничившееся одними высшими общественными сферами, но проникшее и вглубь, в среду мещан и других сословий. Удивляться ли тому, что при таких условиях Западнорусская церковь в лице ее недостойных представителей теряла свой священный авторитет в глазах современников и они толпами уходили в чужие веры и секты?1

Для Цитирования:
Сенченко Леонид Леонидович, Концепция кризиса церковной жизни в Киевской митрополии во второй половине XVI века. Вопросы культурологии. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: