По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2410-02

Концепция изображения человека в художественном наследии А. А. Зиновьева

Комовская Елена Витальевна ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (ВУНЦ ВМФ ВМА)», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1, E-mail: komovskaya86@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0544-8934
Хмара Игорь Владимирович АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, E-mail: hmig1@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8514-9941

В работе анализируется концепция представления человека в художественной трилогии А.А. Зиновьева. Описываются специфические жанровые особенности его романов, которые диктуют новую форму представления человека, полностью обезличенного и стереотипизированного. Подчеркивается надындивидуальный характер его персонажей, которые в целом представлены тремя разновидностями: ибанцами, гомососами, постлюдьми, в каждой из которых есть свои крайние полюса. Выявлены специфические приемы, которые отличают романных героев художественного пространства А.А. Зиновьева: герои трилогии сравниваются с вариантами представления персонажа в классическом романе, на основе чего выделяются специфические художественные приемы изображения, свойственные только социологическим романам А.А. Зиновьева. Полученные в результате анализа типизированных героев художественной трилогии выводы позволяют говорить о создании нового жанра романа — социологического, в котором концепция представления человека подвергается глубокой авторской переработке, в результате герой интересен не как личность, а как воплощение той или иной идеи, а условные обезличенные герои представляют мир без условностей, во всех его потенциальных возможностях, в этом и заключается феномен А.А. Зиновьева, который условную форму романа превратил в статистически жизнеподобный диагностический социальный приговор современному обществу.

Литература:

1. Бетаки В. Между лозунгом и мусорщицей // Континент. — 1992 — № 17. — С. 355–370.

2. Благой тип // Словарь литературных терминов. — 1975. — Т. 2. — С. 123.

3. Большаков В. Государство из одного человека // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — С. 93–101.

4. Большаков В. Поток сознания // Зиновьевские чтения: материалы I Международной научной конференции. — М.: МГУ, 2007. — 208 с.

5. Весель Х. Логические исследования Александра Зиновьева // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — С. 127–132.

6. Довлатов С.Д. Филиал / С.Д. Довлатов. Собр. прозы: в 3 т. — СПб., 1995. — Т. 3. — С. 143–169.

7. Геллер М. Тоска по зоне // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — С. 43–54.

8. Зверев А.М. ХХ век как литературная эпоха // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. — 568 с.

9. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. Роман. — М.: Эксмо, 2008. — 736 с. (Русская классика XX века).

10. Зиновьева О.М. Александр Зиновьев: творческий экстаз // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — С. 5–11.

11. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе XIX–XX вв. — М., 1990. — 350 с.

12. Литература и социология: сб. / Сост. В.Я. Контарович и Ю.Б. Кузьменко. — М.: Художественная литература, 1977. — 414 с.

13. Музиль Р. Человек без свойств. — М., 1984. — Т. 1. — С. 10–13.

14. Пономарев Е. Homo postsoveticus. Творчество Александра Зиновьева вчера и сегодня // Звезда. — 1999. — № 7. — С. 191–197.

15. Толстанова М.В. Гротеск в литературах Запада XX века // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. — 568 с.

16. Фурсов А.И. О великом русском вопрекисте // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — С. 251–259.

17. Черняк М.А. Отечественная проза ХХI века: предварительные итоги первого десятилетия. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — 350 с.

18. Черняк М.А. Основные особенности прозы А.А. Зиновьева [Электронный ресурс]. — URL: http://www.litera.ru (дата обращения: 24.06.2024).

19. Hanson Ph., Kikwood M. Alexander Zinoviev as Writer and Thinker. — London, 1988. — 100 s.

1. Betaki V. Mezhdu lozungom i musorshchicej // Kontinent. — 1992. — № 17. — S. 355–370.

2. Blagoj Tip // Slovar’ literaturnyh terminov. — 1975. — T. 2. — S. 123.

3. Bol’shakov V. Gosudarstvo iz odnogo cheloveka // Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — S. 93–101.

4. Bol’shakov V. Potok soznaniya // Zinov’evskie chteniya: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. — Moscow: MGU, 2007. — 208 s.

5. Vesel’ H. Logicheskie issledovaniya Aleksandra Zinov’eva // Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — S. 127–132.

6. Dovlatov S.D. Filial // Dovlatov S.D. Sobr. prozy: v 3 t. — SPb., 1995. — T. 3. — S. 143–169.

7. Geller M. Toska po zone // Fenomen Zinov'eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — S. 43–54.

8. Zverev A.M. ХХ vek kak literaturnaya epoha // Hudozhestvennye orientiry zarubezhnoj literatury XX veka. — Moscow: IMLI RAN, 2002. — 568 s.

9. Zinov’ev A.A. Global’nyj chelovejnik. Roman. — Moscow: Eksmo, 2008. — 736 s. (Russkaya klassika XX veka).

10. Zinov’eva O.M. Aleksandr Zinov’ev: tvorcheskij ekstaz // Fenomen Zinov'eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — S. 5–11.

11. Kolobaeva L.A. Koncepciya lichnosti v russkoj literature XIX–XX vv. — Moscow, 1990. — 350 s.

12. Literatura i sociologiya: sb. / sost. V.Ya. Kontarovich i Yu.B. Kuz’menko. — Moscow: Hudozhestvennaya literatura, 1977. — 414 s.

13. Muzil’ R. Chelovek bez svojstv. — Moscow, 1984. — T. 1. — S. 10–13.

14. Ponomarev E. Homo postsoveticus. Tvorchestvo Aleksandra Zinov’eva vchepa i segodnya // Zvezda. — 1999. — № 7. — S. 191–197.

15. Tolstanova M.V. Grotesk v literaturah Zapada XX veka // Hudozhestvennye orientiry zarubezhnoj literatury XX veka. — Moscow: IMLI RAN, 2002. — 568 s.

16. Fursov A.I. O velikom russkom voprekiste // Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov'eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — S. 251–259.

17. Chernyak M.A. Otechestvennaya proza ХХI veka: predvaritel’nye itogi pervogo desyatiletiya. — St. Petersburg.: RGPU im. A.I. Gercena, 2009. — 350 s.

18. Chernyak M.A. Osnovnye osobennosti prozy A.A. Zinov’eva. — URL: http://www.litera.ru (data obrashcheniya: 24.06.2024).

19. Hanson Ph., Kikwood M. Alexander Zinoviev as Writer and Thinker. London, 1988. — 100 s.

Статья поступила 29.07.2024.

Как известно современной культурологии, любое культурное явление, любая литература создаются для человека и ориентированы на человека, поэтому в центре их внимания — личность, ее судьба. В зависимости от изменения концепций на мир меняется и культурный герой, отсюда обилие разных поджанров — от психологического романа до этологического, от приключенческого до детективного. Однако писателей продолжает волновать вопрос, «каким должен быть герой в современной прозе...» [14, с. 22]. Новые культурологические находки меняют не только концепцию представления и описания героя, но иногда и весь романный жанр, открывая в нем новые горизонты.

В представлении современных писателей «мир охвачен безумием...», причем «безумие становится нормой, а норма вызывает ощущение чуда» [14, c. 23]. Именно в этот период А.А. Зиновьев попытался представить на суд читателя нового героя, который сомневается не только в возможности идеального человека будущего, но и в самом человеке и его возможностях. Исследователь М.А. Черняк справедливо отмечает, что «с середины 70-х годов началась эра невиданных доселе сомнений не только в новом человеке, но и в человеке вообще. На место психологической прозы приходит психопатологическая» [15]. Каждый писатель нашего времени предпринимал попытку «поставить диагноз... времени» [14, c. 30]. И наиболее точный портрет героя нашего времени создают социологические романы Зиновьева, новый герой которого продиктовал новую форму, потому что интересен не сам человек, а возможные идеи устройства и организации социума, когда люди представлены не как элементы системы на пример антиутопий и утопий, а человек становится абстракцией, которая при погружении в ту или иную среду меняет себя в зависимости от факторов, которые на нее влияют.

Литература XX и XXI вв. напоминает зеркало, которое отражает современную картину действительности, а писатели современности больше не художники, они «клинисты», которые не только успешно ставят диагнозы современному обществу, но и указывают варианты течения болезни, в этом плане Зиновьев не исключение. Его произведения органично встраиваются в психопатологическую прозу столетия. Как отмечает вдова писателя, каждое произведение ее мужа — это «объективно-безжалостный консилиум врачей, выносящих приговор больному» [7, c. 98], а герои — это не обычные, привычные нам люди, это носители социальных болезней, которые вызваны общим желанием мимикрировать под предписанные социальные нормы и законы. Как справедливо отмечает исследователь А.М. Зверев, человек в литературе XX и XXI вв. больше не человек — «это симптом» [5, c. 28]. Зиновьев в художественном пространстве своих романов «отражает социальную действительность в ее сложной, динамической, нередко противоречивой реальности...» [9, c. 34], следовательно, герой интересен как отдельно взятый образец той или иной болезни общества, которая может либо прогрессировать в благоприятных условиях, либо регрессировать и замирать на время, но абсолютно незараженных людей в его художественном пространстве нет.

Для Цитирования:
Комовская Елена Витальевна, Хмара Игорь Владимирович, Концепция изображения человека в художественном наследии А. А. Зиновьева. Вопросы культурологии. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: