По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.922.1 DOI:10.33920/nik-04-2401-06

Концепция идеи небинарного гендера и андрогиния: теоретические аспекты феноменов нынешнего времени

Евгения Вячеславовна Гомозова аспирант, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19, E-mail: e.v.gomozova@mail.ru

Антропологическая революция, которая пришлась на XX и XXI века, перевернула не только идеологическое (философское) восприятие мира социумом, но и внесла изменения в социокультурный аспект жизни, расширив представления о желаниях окружающих людей и добавив в обиход такие понятия, как «пол» и «гендер». В свою очередь, постантропологическое время, то есть период после большого культурного и социального кризиса, значительно расширило возможности общества по отношению к легализации нового типа человека — «небинарного гендера». Несмотря на новые реалии, современная Россия придерживается традиционной бинарной гендерной системы, в которой термины «пол» и «гендер» являются противоположными категориями, разделяя мужчин и женщин. В статье рассматривается философия феномена андрогинии, которое изучали мыслители и деятели многих эпох. Данное направление оказало большое влияние на труды современников, в том числе Джудит Батлер, которая в рамках своей теории рассмотрела концепт андрогина, как самодостаточное существо. В данном исследовании показана связь андрогинии и небинарного гендера, рассмотрена альтернатива основным теориям о гендере, которая не входит в рамки общепринятых понятий и подчеркнута политика Российской Федерации по отношению к укреплению семейных ценностей, давних традиций, а также к принятому на государственном уровне половому определению.

Литература:

1. Бем, С. Л. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — М.: РОССПЭН, 2004. — 336 с.

2. Борисова, О. А. Конструирование идентичности в гендерном дискурсе // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2006. — №3. — С. 147–154

3. Великанова, Л. П. Мультиполярный подход в типологии гендерной идентичности // Известия КГТУ. — 2008. — №13. — C. 156–160

4. Здравомыслова, Е. А., Темкина, А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. — 1998. — № 3/4. С. — 171–182

5. Копылова, Н. А. Идея андрогинности в античной культуре // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Психология. Политология. Социология. — 2014. — Т. 27 (66). — № 1. — С. 97–104

6. Лорбер, Дж., Фаррелл, С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — С. 193–219

7. Шишлова, Е. Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как «постгендера» // Вестник МГИМО-Университета. — 2014. — №1(34). — C. 244–253

8. Butler, J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity Judith Butler [10th anniversary ed.]. — New York; London: Routledge, 1999. — 221 p.

9. Davis, S. N. Bem Sex-Role Inventory // Encyclopedia Britannica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/science/Bem-Sex-Role-Inventory (дата обращения: 13.11.2023)

1. Bem, S. L. (2004). Lenses of gender: transformation of views on the problem of gender inequality. Moscow: ROSSPEN, 336 p. (In Russian)

2. Borisova, O. A. (2006). Konstruirovanie identichnosti v gendernom diskurse [Construction of identity in gender discourse]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. No. 3, pp. 147–154. (In Russian)

3. Velikanova, L. P. (2008). Mul’tipoliarnyi podkhod v tipologii gendernoi identichnosti [Multipolar approach to the typology of gender identity]. Izvestiia KGTU [News of KSTU]. No. 13, pp. 156–160. (In Russian)

4. Zdravomyslova, E. A., Temkina, A. A. (1998). Sotsial’noe konstruirovanie gendera [Social construction of gender]. Sotsiologicheskii zhurnal [Sociological journal]. No. 3/4, pp. 171–182. (In Russian)

5. Kopylova, N. A. (2014). The idea of androgyny in ancient culture. Scientific notes of the Tauride National University named after V. I. Vernadsky. Series: Philosophy. Culturology. Psychology. Political science. Sociology. Vol. 27 (66), no. 1, pp. 97–104. (In Russian)

6. Lorber, J., Farrell, S. (2000). Principles of Gender Construction. Reader of feminist texts. Translations. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, pp. 193–219. (In Russian)

7. Shishlova, E. E. (2014). Psikhologicheskaia i filosofskaia refleksiia fenomena androgina kak «postgendera» [Psychological and philosophical reflection of the phenomenon of androgyne as a “postgender”]. Vestnik MGIMOUniversiteta [Bulletin of MGIMO University]. No. 1 (34), pp. 244–253. (In Russian)

8. Butler, J. (1999). Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity Judith Butler [10th anniversary ed.]. New York; London: Routledge, 221 p.

9. Davis, S. N. (2017). Bem Sex-Role Inventory. Encyclopedia Britannica. — Available at: https://www.britannica.com/science/Bem-Sex-Role-Inventory (accessed: 13.11.2023)

Дата поступления рукописи в редакцию: 14.12.2023

Дата принятия рукописи в печать: 11.01.2024

В контексте XXI века можно рассмотреть все вытекающие психологические и философские направления, как те, которые пережили социокультурный кризис и стали неотъемлемой частью нынешнего общества. Сегодня в повседневный обиход входят слова и понятия, неподходящие под общекультурный характер страны. Россияне, в большинстве, не желают принимать западное веяние и пытаются сохранить традиционность в рамках семейных отношений и обычаев.

Философия XXI века уникальна и подвергается постоянной модификации. Идеи предыдущего столетия, которые перечили одна другой, на сегодняшний день считаются неактуальными, но основополагающими для всех жизненно важных сфер общества. Одним из таких направлений стало и учение о самом человеке, включающее в себя знания о существовании и развитии личности. Именно антропологические видоизменения XX века помогли современникам понять концепцию социокультурного пласта.

Концепция идеи небинарного гендера

В основе понятия предполагается человек, который не представляет себя ни мужчиной, ни женщиной, то есть субъект, переосмысливший множество стереотипных поведенческих категорий, которые присущи только мужчине или только женщине, не способный идентифицировать себя как один конкретный тип.

Впервые такая философия появилась в XX веке с западноевропейским веянием и называлась феминистской, так как основной идеей Запада становилось прекращение полового разделения. Ученые выступали против такого движения, поэтому последующая теория феминизма основывалась на том, что именно половое разделение должно представляться ключевым в процессе познания природы человека, так как все исторически важные сегменты становления общества связаны с половой идентичностью (культура, история, психология, наука и др.).

Исходя из сказанного, с давнего времени и до сегодняшнего дня существует острая необходимость в разграничении понятий между полом биологическим и социальным, что, в свое время, привело к возникновению такого слова как «гендер», обозначающее сочетание социальных, культурных и поведенческих ожиданий и предубеждений как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Главной идеей выступило следующее: биологический пол не обосновывает все сферы и особенности гендера, его профессиональной и общественной принадлежности, поэтому он не может выступать ведущим фактором в выборе жизненно важных категорий. Большинство, именно российских, ученых сегодня не соглашаются с тем, чтобы распределять какие-либо преимущества социокультурной жизни, основываясь на «половой» теории. Современная политика РФ практически уровняла все права мужчин и женщин, но не рассматривает глобальную необходимость пропагандировать западную культурную идеологию в отношении данного вопроса.

Для Цитирования:
Евгения Вячеславовна Гомозова, Концепция идеи небинарного гендера и андрогиния: теоретические аспекты феноменов нынешнего времени. Общенаучный журнал. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: