Растущая потребность в инновациях обусловлена внешними факторами, такими как продолжающаяся глобализация, смещение центра экономического внимания с западных стран на страны Глобального Юга, Индию и Китай, сохраняющаяся экономическая неопределенность и меняющиеся в сторону индивидуальности требования потребителей.
Рассмотрим ключевые концепции управления инновационной деятельностью предприятия, которые будут актуальны в ближайшие годы: (1) инновации, ориентированные на потребителя, (2) «экономные» инновации, (3) «быстрые» инновации с низким уровнем риска и (4) системные инновации (рис. 1).
Инновации, ориентированные на потребителя связаны с поиском новых более эффективных способов взаимодействия с клиентом и развитием более тесных отношений с ним. Они в значительной степени основаны на слиянии следующих тенденций.
Полное удовлетворение потребностей клиента. Стремление к построению более тесных отношений с клиентами быстро меняет бизнес-модель, которая раньше использовалась преимущественно для B2B-компаний с ограниченной клиентской базой. Например, японские и европейские производители автомобилей (Lexus, Infiniti, BMW) продолжают изучать способы создания «ощущения владения» автомобилем, разрабатывая дополнительные функции комфорта (адаптивный круиз-контроль, система камер кругового обзора, проекционный дисплей, электропривод сиденья с регулируемой поясничной опорой и т. д.), причем делают это с той же тщательностью, с какой они разрабатывают конструкцию автомобиля.
Эмоциональная связь с клиентом. Технологии позволяют производителям предоставлять столько же, а зачастую и больше функциональности, чем может использовать обычный потребитель, поэтому основы конкуренции меняются. Вместо того чтобы конкурировать за новые возможности и функционал, производители будут соперничать за стиль, дизайн и эмоциональную связь, поскольку подходы, используемые на рынках роскоши и моды, все чаще применяются в других секторах бизнеса.
Вовлечение сотрудников в инновации. Поскольку компании стараются обеспечить более тесное взаимодействие с заказчиком, роль сотрудника становится ключевой для достижения результата. Многие компании стремятся к вовлечению сотрудников, однако лишь немногие из них напрямую связывают это со своей программой инновационного развития. В выигрыше окажутся предприятия, которые смогут объединить в единое целое инновационную стратегию, инновационные процессы, инновационный продукт, опыт работы с клиентами и межфункциональное взаимодействие своих сотрудников.