По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.221.18 DOI:10.33920/nik-01-2007-03

Концепт неизбежности судьбы в апокалиптических рассказах с предсказаниями

Таказов Федар Магометович Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева — филиал ФГБУН «Федеральный научный центр «Владикавказский научный центр Российской академии наук» Россия, 362044, Республика Северная Осетия — Алания, Владикавказ, ул. З. Магкаева, д. 12, корп. 1, кв. 6, e-mail: fedar@mail.ru

В данной статье рассматриваются фольклорные тексты осетин с сюжетами, отражающими апокалиптические мотивы в предсказаниях. Апокалиптические мотивы семантически близки сюжетам с мотивом неизбежности и неотвратимости смерти. Предсказания тогда воспринимаются за настоящие предсказания, когда они сбываются, и по своей сути рассказы о сбывшихся предсказаниях сближаются с рассказами о неизбежности, неотвратимости судьбы.

Литература:

1. Бессонов И.А. Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика. — М., 2010. — 22 с.

2. Дзагуров Г.А. Осетинские (дигорские) народные изречения. — М.: Наука, 1980. — 355 с.

3. Научный архив СОИГСИ, п. 133, д. 345/5 (на осет. яз.).

4. Научный архив СОИГСИ, ф. 13, оп. 1, д. 363 (на осет. яз.).

5. Осетинские легенды / Сост. Ш.Ф. Джикаев. — Орджоникидзе: Ир, 1989. — 498 с.

6. Осетинское народное творчество. — Т. 2 / Сост. З.М. Салагаева. — Орджоникидзе: Ир, 1961. — 188 с.

7. Таказов Ф.М. Дигорско-русский, русско-дигорский словарь. — Владикавказ, 2015. — 872 с.

Статья поступила 14.02.2020

Фольклорные жанры являются начальными способами отражения исторической действительности и первыми формами исторического повествования, но они не всегда одинаково отражают реалии, происходившие в разные отрезки времени в истории народа. Все зависит от устойчивости или подвижности тех или иных жанров. Повышенной подвижностью текста отличаются предания, легенды, устные рассказы, сказки, пословицы, поговорки и т.д. В них традиционными являются образ и поступки героя, обрядовые представления либо отдельные поэтические формулы; конкретный же текст зависит от реальных условий общения исполнителя и слушателей.

Важное место в осетинском фольклоре занимают сюжеты, где главный мотив — неизбежность и неотвратимость смерти. Осетинами создана целая серия сюжетов, построенных на идее доказательства предопределенности человеческой судьбы.

Особое место в жанровой системе осетинского фольклора занимают эсхатологические легенды. В жанре легенды (таурæгъ) эсхатологические мотивы, как правило, бытуют в рассказах о сбывшихся предсказаниях.

Рассказы о предсказаниях с эсхатологическими мотивами образуют сюжетное и структурное единство лишь при объединении отдельных текстов с предсказаниями в единый нарратив. Но и при таком объединении текстов сюжет эсхатологических рассказов незамысловат. Сюжет рассказов о сбывшихся предсказаниях представляет собой описание эсхатологической эпохи о грядущих бедствиях, являясь основным, инвариантным эсхатологическим мотивом.

Убежденность осетин в неизбежности и неотвратимости смерти основывается на традиционных верованиях, согласно которым судьба человека предопределена с рождения. Отражением этих верований служат термины, характеризующие особенности веры в неотвратимость судьбы.

Так, термин «карнæ» [карна] обозначает предначертанную судьбой задачу, которую должен выполнять человек от рождения до самой своей смерти [7, с. 345]. Наряду с карна используется понятие «ирисхъæ» («судьба», «предначертание») [7, с. 309].

Для Цитирования:
Таказов Федар Магометович, Концепт неизбежности судьбы в апокалиптических рассказах с предсказаниями. Вопросы культурологии. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: