По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.22 DOI:10.33920/med-17-2106-02

Контрольные (надзорные) мероприятия: новации Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

О.В. Шинкарева канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: Shinkareva_ol@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2291-3516
В.А. Диких канд. экон. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: Dikikhva@mgpu.ru, ORCID: 0000-0001-5430-4868

Статья посвящена анализу видов контрольных мероприятий, которые будут проводиться согласно Федеральному закону № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», основные положения которого вступят в силу 1 июля 2021 года. Данный закон распространяет свое действие и на деятельность организаций, которая подлежит лицензированию. Рассмотрены виды контрольных (надзорных) мероприятий — в частности, контрольная и мониторинговая закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверка, а также наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Проанализированы суть каждого вида контрольного мероприятия, основания для проведения мероприятий, контрольные действия, которые могут использоваться при их проведении.

Литература:

1. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 07.04.2021).

2. О защите прав потребителей. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 22.12.2020) [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 07.04.2021).

3. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 07.04.2021).

4. Багандов А.Б. Лицензионный контроль в Российской Федерации // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. — 2011. — № 6. — С. 290–296.

5. Данчиков Е.А., Малых Н.И., Проданова Н.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 5–1 (82). — С. 66–71.

6. Панков В.В., Чайковская Л.А., Проданова Н.А., Малицкая В.Б., Гаврилова Е.А., Морозова Т.В., Кожухов В.Л. Организация и контроль в системе государственных закупок: отечественный и зарубежный опыт: Монография / Под ред. В.В. Панкова, Л.А. Чайковской, В.Л. Кожухова. — М.: Аудитор, 2015. — 247 с.

7. Шестемиров А.А., Опарина С.И., Грищенко А.В. [и др.]. Контроль и аудит в финансово-бюджетной сфере. — М.: РУСАЙНС, 2018, — 254 с.

8. Шинкарева О.В. Муниципальный аудит — современная и прогрессивная форма муниципального финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. — 2009. — № 5. — С. 258–265.

9. Шинкарева О.В. Оценка состояния муниципального финансового контроля // Финансы. — 2010. — № 1. — С. 52–55.

1. On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation. Federal law of 31.07.2020 No. 248-FZ. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 7 April 2021).

2. On consumer protection. Law of the Russian Federation dated 07.02.1992 № 2300-1 (ed. From 22.12.2020). [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 7 April 2021).

3. Licensing of certain activities. Federal Law of 04.05.2011 № 99-FZ (ed. From 31.07.2020). [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 7 April 2021).

4. Bagandov A.B. Licensing control in the Russian Federation. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika i pravo (Scientific review. Series 1: Economics and Law). 2011; 6: 290–296. (in Russian)

5. Dantchikov E.A., Malykh N.I., Prodanova N.A. Tax control as a component of state financial control. Ekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017. 5–1 (82): 66–71. (in Russian)

6. Pankov V.V., Tchaikovskaya L.A., Prodanova N.A., Malitskaya V.B., Gavrilova E.A., Morozova T.V., Kozhukhov V.L. Organization and control in the system of public procurement: domestic and foreign experience: monograph. Edited by V.V. Pankov, L.A. Tchaikovskaya, V.L. Kozhukhov. Moscow: Auditor Publishing House, 2015, 247 p.

7. Shestemirov A.A., Oparina S.I., Grishchenko A.V. [and others]. Control and audit in the financial and budgetary sphere. Moscow: RUSAINS, 2018, 254 p.

8. Shinkareva O.V. Municipal audit is a modern and progressive form of municipal financial control. Audit i finansovyj analiz (Audit and financial analysis). 2009; 5: 258–265. (in Russian)

9. Shinkareva O.V. Assessment of the state of municipal financial control. Finansy (Finance). 2010; 1: 52–55. (in Russian)

С 1 июля 2021 года в силу вступают основные положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон), который кардинально меняет систему данного контроля, используя элементы риск-ориентированного метода и смещая акцент с проверок предпринимателей на предупреждение различных правонарушений для минимизации риска причинения вреда/ущерба охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. Это привело к изменению перечня контрольных мероприятий, которые могут проводиться государственными и муниципальными органами. Данный Закон распространяет свое действие и на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий касательно хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию. С учетом того, что медицинская деятельность подлежит лицензированию, деятельность медицинских организаций [3] подпадает под действие нового Закона.

Многими исследователями отмечается важность осуществления различных видов государственного и муниципального контроля, а также информированности об этом хозяйствующих субъектов [4–9]. В связи с вышесказанным цель статьи — рассмотреть виды контрольных мероприятий, которые будут использоваться при государственном/муниципальном финансовом контроле согласно новому Закону.

Цель исследования: анализ видов контрольных/надзорных мероприятий, которые с 1 июля 2021 года будут применяться органами контроля в отношении медицинских организаций в части проверки лицензионных требований.

Изучены Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», иные нормативно-правовые акты по данному вопросу [1–3], а также труды исследователей [4–9].

При проведении государственного и муниципального контроля/надзора Закон выделяет две группы контрольных/надзорных мероприятий:

1. Мероприятия, предусматривающие взаимодействие с объектом контроля. Под взаимодействием подразумеваются встречи, телефонные и иные переговоры, то есть непосредственное взаимодействие между контролирующим и контролируемым субъектами. Также это запрос документов и иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (единственное исключение в данном случае — присутствие инспектора на общедоступных производственных объектах).

Для Цитирования:
О.В. Шинкарева, В.А. Диких, Контрольные (надзорные) мероприятия: новации Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Бухучет в здравоохранении. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: