С 1 июля 2021 года в силу вступают основные положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон), который кардинально меняет систему данного контроля, используя элементы риск-ориентированного метода и смещая акцент с проверок предпринимателей на предупреждение различных правонарушений для минимизации риска причинения вреда/ущерба охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. Это привело к изменению перечня контрольных мероприятий, которые могут проводиться государственными и муниципальными органами. Данный Закон распространяет свое действие и на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий касательно хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию. С учетом того, что медицинская деятельность подлежит лицензированию, деятельность медицинских организаций [3] подпадает под действие нового Закона.
Многими исследователями отмечается важность осуществления различных видов государственного и муниципального контроля, а также информированности об этом хозяйствующих субъектов [4–9]. В связи с вышесказанным цель статьи — рассмотреть виды контрольных мероприятий, которые будут использоваться при государственном/муниципальном финансовом контроле согласно новому Закону.
Цель исследования: анализ видов контрольных/надзорных мероприятий, которые с 1 июля 2021 года будут применяться органами контроля в отношении медицинских организаций в части проверки лицензионных требований.
Изучены Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», иные нормативно-правовые акты по данному вопросу [1–3], а также труды исследователей [4–9].
При проведении государственного и муниципального контроля/надзора Закон выделяет две группы контрольных/надзорных мероприятий:
1. Мероприятия, предусматривающие взаимодействие с объектом контроля. Под взаимодействием подразумеваются встречи, телефонные и иные переговоры, то есть непосредственное взаимодействие между контролирующим и контролируемым субъектами. Также это запрос документов и иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (единственное исключение в данном случае — присутствие инспектора на общедоступных производственных объектах).