По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.876

Контроль за техническим обслуживанием тоннельных эскалаторов метрополитена и повышение их безопасностной эксплуатации

В. А. Попов канд. техн. наук, ФГБУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I» (ПГУПС), Санкт-Петербург, Россия
В. В. Еланцев аспирант, ФГБУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I» (ПГУПС), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: evv3012@gmail.com

Цель работы — установить один из возможных вариантов архитектуры программного обеспечения для планирования и контроля проведения технического обслуживания и ремонта эскалаторного хозяйства метрополитена. Объектом исследования в работе выступает эскалаторное хозяйство, а предметом — автоматизация системы технического обслуживания и ремонта. Основной задачей работы является анализ современных подходов, используемых при проектировании и разработке многофункционального корпоративного программного обеспечения. В результате этого анализа базовым паттерном разработки выбрана микросервисная архитектура и описан реализующий ее инструментарий из области машинного обучения и искусственного интеллекта. Значимым для практического применения результатом работы является предложенная схема ИТ-ландшафта информационной системы и структурная схема программного обеспечения.

Литература:

1. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга: основные итоги социально-экономического развития за январь — май 2022 года (вып. 5): официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://cedipt.gov.spb.ru/media/uploads/ userfiles/2022/07/04/ (СПРАВКА_ЧП_янв-май_2022_электронный_вариант.pdf) (дата обращения: 18.08.2022).

2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУП «Петербургский метрополитен» за первый квартал 2022 года: официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.metro.spb.ru/ uploads/document/fin_otch_1kv2022.pdf (дата обращения: 18.08.2022).

3. Корнеева А.В., Корнеев Г.У. Бизнес-процессы: от ценности к прибыли // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 7 (2). — С. 168–175 [Электронный ресурс]. — URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1795 (дата обращения: 13.08.2022).

4. Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами: учебное пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2016. — С. 112 [Электронный ресурс]. — URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/2017.pdf (дата обращения: 13.08.2022).

5. Павлов А.В. Архитектура вычислительных систем. — СПб.: Университет ИТМО, 2016. — C. 86 [Электронный ресурс]. — URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/2074.pdf (дата обращения: 13.08.2022).

6. Хорошевский B.Г. Архитектура вычислительных систем: учебное пособие. — M.: Изд-во МГТУ им. H.Э. Баумана, 2008. — 520 c. [Электронный ресурс]. — URL: https://nsu.ru/xmlui/bitstream/ handle/nsu/935/khor32.pdf (дата обращения: 13.08.2022).

7. Дандан Р. Методические материалы по формированию карты контекстов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 5–8 (68). — С. 21–25.

8. Сиразетдинов Р.Р., Белоус Д.В. Архитектура информационных систем // Технические средства связи. — 2020. — № 3. — С. 65–68.

9. Воробьев А.В., Воробьева Г.Р. Модель информационного взаимодействия элементов многоуровневой системы цифровых двойников // Информатика и автоматизация. — 2021. — № 20 (3). — С. 530–561.

10. Плетнев А.В. Выбор технологического стека для IT-проекта // Интернаука: электрон. научн. журнал. — 2021. — № 36 (212) [Электронный ресурс]. — URL: https://internauka.org/journal/ science/internauka/212 (дата обращения: 13.08.2022).

11. Городничев М.Г., Полонский Р.В. Оценка возможности использования микросервисной архитектуры при разработке пользовательских интерфейсов клиент-серверного программного обеспечения // Экономика и качество систем связи. — 2020. — № 3. — С. 33–43.

12. Ричардсон К. Микросервисы. Паттерны разработки и рефакторинга. — СПб.: Питер, 2019. — С. 544.

13. Попов В.А., Еланцев В.В. К вопросу повышения эффективности и безопасности эксплуатации тоннельных эскалаторов метрополитена. Концепция цифровой трансформации системы ТОиР / В.А. Попов, В.В. Еланцев // Системы автоматизированного проектирования на транспорте: материалы IX Международной науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 27–28 апреля 2021 г.). — СПб.: Изд-во ФГБОУ ВО «ПГУПС», 2021. — С. 91–96.

14. Шинкарев А.А. Ретроспектива развития веб-технологий в создании корпоративных информационных систем // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. — 2020. — № 4 (20). — С. 14–21.

15. Симанков В.С., Шарай В.А. Программное и аппаратное обеспечение подсистем интеллектуального ситуационного центра // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. — 2021. — № 3 (286). — С. 63–72.

16. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 80-р «О развитии проектной деятельности в Правительстве России» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/docs/31211/ (дата обращения: 13.08.2022).

17. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти (с изменениями и дополнениями) (утверждено проектным офисом Правительства РФ 12.03.2018 № 1937п-П6) [Электронный ресурс]. — URL: http:// government.ru/info/31672/ (дата обращения: 13.08.2022).

18. Методическое пособие «Функционирование проектных офисов» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://pm.center/bazaznaniy/document/ metodicheskoe-posobie-funktsionirovanie-proektnykh-ofisov/ (дата обращения: 13.08.2022).

Стремительно меняющиеся внешние и внутренние экономические реалии нарушают устоявшиеся логистические цепочки, оказывая тем самым существенное негативное влияние на экономику не только коммерческих, но и государственных предприятий, включая городской пассажирский транспорт [1; 2].

В этих условиях для обеспечения своего существования и поддержания надлежащего уровня качества результатов своей деятельности на первый план выходят задачи динамичной перестройки внутренних бизнес-процессов [3].

Основным направлением при перестройке бизнес-процессов являются их картирование [4] для установления узких мест при использовании собственных ресурсов и последующая цифровизация системы поддержки принятия решений на базе отечественного программного обеспечения, способствующего повышению эффективности использования циркулирующих информационных потоков для эффективной утилизации имеющихся ресурсов.

При этом качество и эффективность подготавливаемых программным обеспечением рекомендаций напрямую зависят от архитектуры информационной системы [5].

Архитектура [6], в свою очередь, определяет интенсивность использования вычислительных ресурсов для обслуживания пользователей, производительность, отказоустойчивость и масштабируемость инфраструктуры, а также скорость выпуска обновлений (релизов). Выбор архитектуры также влияет на величину потребных ресурсов на разработку системы, ее обслуживание и развитие, включая размер наиболее эффективных команд, их структуру и формат взаимоотношений между ними.

Цель данной статьи — установить один из возможных вариантов архитектуры программного обеспечения для планирования и контроля проведения технического обслуживания и ремонта эскалаторного хозяйства метрополитена.

Объектом исследования является эскалаторное хозяйство метрополитена. В свою очередь, предметом исследования является автоматизация системы технического обслуживания и ремонта.

1.1. Теоретические основы

В основе построения любой архитектуры сложного многофункционального программного обеспечения лежит абстрагирование, а также дробление и инкапсуляция (изоляция), иными словами, расчленение сложных действий на более простые (ограничение бизнес-контекста [7]), имеющие однозначно определяемые входы/выходы, не влияющие на другие и управляемые с более высокого уровня (функциями нижнего уровня описываются сложные действия верхнего (абстрактного) уровня).

Для Цитирования:
В. А. Попов, В. В. Еланцев, Контроль за техническим обслуживанием тоннельных эскалаторов метрополитена и повышение их безопасностной эксплуатации. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: