По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2508-03

Контроль за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности

Пресняков Михаил Вячеславович доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры служебного и трудового права, Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — РАНХиГС, E-mail: m.v.presnyakov@yandex.ru

На сегодняшний день российской законодательство довольно детально регулирует вопросы соблюдения антикоррупционных стандартов поведения и урегулирования конфликта интересов в отношении государственных и муниципальных служащих. Между тем правовое регулирование аналогичных вопросов в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности представляется явно недостаточным. Как представляется, восполнить данный пробел могло бы отнесение данных вопросов к компетенции комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации.

Литература:

1. https://gurb.mosreg.ru/protivodeistvie-korrupcii/metodicheskie-materialy1/metodicheskie-rekomendacii/metodicheskie-materialy-apparata-prezidenta-rossiiskoi-federacii/15-06-2022-13-00-12-razyasneniya-upravleniya-prezidenta-rossiyskoy-fed

2. Андреечев И.С. Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 69–84.

3. Матулис С.Н. Правовые основы деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 149–157.

4. Указ Главы Республики Калмыкия от 15.10.2015 № 150 «О порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Республике Калмыкия вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, и отдельные должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и урегулирования конфликта интересов».

5. Постановление Главы администрации Тамбовской области от 13.10.2015 № 349 (ред. от 15.08.2024) «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Тамбовской области».

6. Указ Губернатора Тульской области от 04.08.2015 № 235 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

7. Указ Губернатора ЯО от 18.09.2015 № 523 «Об образовании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ярославской области».

8. Указ Губернатора Смоленской области от 15.01.2016 № 2 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Смоленской области вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих отдельные государственные должности Смоленской области, и урегулирования конфликта интересов».

9. Указ Главы РК от 15.10.2015 № 95 «О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Карелия».

10. Постановление Губернатора Мурманской области от 05.10.2015 № 114-ПГ «О мерах по совершенствованию организации деятельности по противодействию коррупции в Мурманской области».

11. Указ Президента РТ от 13.10.2015 № УП-986 «О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан».

12. Указ Губернатора Орловской области от 13 октября 2015 г. № 545 «О мерах по организации деятельности в сфере противодействия коррупции в Орловской области».

13. Решение Совета народных депутатов города Александрова от 13.02.2013 № 56 «Об утверждении Положения “О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих Совета народных депутатов муниципального образования город Александров и урегулированию конфликта интересов”».

14. Решение Воронежской городской Думы от 01.11.2017 № 655-IV «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов и состава комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов».

15. Указ Президента РТ от 13.10.2015 № УП-986 «О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан».

16. Указ Губернатора Сахалинской области от 22.10.2015 № 46 «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Сахалинской области».

17. Дамм И.А., Роньжина О.В. Актуальные проблемы выполнения главой муниципального района и городского округа обязанности по уведомлению о возникновении конфликта интересов // Административное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 11–21.

Указом Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» было предусмотрено образование в субъектах Российской Федерации комиссий по координации работы по противодействию коррупции (далее — Комиссия) и органов субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

При этом, исходя из типовых положений об этих органах государственной власти можно сделать вывод, что комиссии должны были выполнять информационно-координационные функции, обеспечивая согласованное взаимодействие органов публичной власти в сфере противодействия коррупции. В задачу же органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений должно входить непосредственно профилактика коррупционных правонарушений, осуществление контроля за соблюдением, в том числе, лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции и др.

Между тем п. 4 Типового положения о Комиссии предусматривается, что она выполняет функции по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исходя из указанных Типовых положений можно сделать вывод, что осуществление контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, может осуществляться как Комиссией, так и органом по профилактике коррупционных правонарушений. В разделе 3 Разъяснений рекомендательного характера по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации, подготовленных Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (2021 г.) [1] отмечается, что поскольку статус лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации определяется региональными нормативно-правовыми актами, то и порядок проверки исполнения данными лицами обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции также может быть установлен законами субъектов Российской Федерации.

Для Цитирования:
Пресняков Михаил Вячеславович, Контроль за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности. Вопросы трудового права. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: