Государственные закупки — это один из значимых элементов экономики развитых государств. Они удовлетворяют государственные нужды и стимулируют экономику страны, развивают в корпоративной сфере разные сегменты бизнеса, внедряют инновации в областях государственного управления, экономики, менеджмента и т.д.[1].
Отсутствие формальной методологии оценки эффективности контроля над государственными закупками затрудняет совершенствование деятельности по контролю в области государственных закупок. Оценка эффективности работы органа по надзору проводится на основе прямого, а не окончательного результата, хотя это и постулируется в качестве цели контроля. Тем не менее в исследуемой сфере действуют два разнонаправленных по результатам процесса — повышение прозрачности и цифровизация сектора госзакупок в совокупности с ростом абсолютного числа проверок органами государственного контроля. Другими словами, первая тенденция приводит к снижению числа положительных результатов проверок и предписаний по устранению нарушений (так как участники рынка становятся более грамотными, а система — более прозрачной), в то время как вторая приводит к росту показателей эффективности.
Цель исследования: выявить проблемы и определить пути совершенствования государственного финансового контроля закупочного процесса на современном этапе.
Материалы, методы и условия проведения исследования: в работе применялись методы эмпирического исследования, такие как библиометрический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
По мнению авторов, к важнейшим проблемным вопросам в сфере контроля за государственными закупками можно отнести следующие факторы:
1) низкая эффективность контроля использования государственных ресурсов и имущества;
2) несовершенство законодательства Российской Федерации относительно вопросов стандартизации функционирования органов государственного финансового контроля;
3) отсутствие единой информационной базы и должного уровня координации действий между органами контроля государственных закупок.