Одним из элементов трудового договора является подчинение работника хозяйской власти работодателя, что является одним из базовых признаков трудового отношения. Л.С. Таль, впервые в российской правовой науке выдвинув концепцию обособленных трудовых отношений, обосновал эту обособленность неравенством договорных возможностей сторон трудовых отношений и необходимостью для работника при выполнении работы подчиняться хозяйской власти работодателя.
Определяя формы и направления хозяйской власти, Л.С. Таль отмечал, что в хозяйской власти разграничиваются три составных элемента: диспозитивная, дисциплинарная и нормативная власть [1]. В дальнейшем концепция несамостоятельности труда как ключевого признака трудового отношения развивалась в трудах К.М. Варшавского, И.С. Войтинского, Е.Б. Хохлова, С.П. Маврина [2].
Следует отметить, что в определенный исторический период в нашей стране деление труда на самостоятельный и несамостоятельный было объявлено «вредительской концепцией» [3].
Следовательно, нужно было сосредоточить внимание на других ключевых признаках трудового отношения, иначе пришлось бы смириться с разделением предмета трудового права между гражданским и административным правом (такие предложения, равно как и предложения об углублении экспансии гражданского права в сферу трудовых отношений, неоднократно высказывались отечественными цивилистами как в советские, так и в постсоветские времена) [4].
Такими ключевыми признаками советская, а вслед за ней и российская наука трудового права стала признавать личный характер труда и то, что характеристика труда в рамках трудовых отношений связана с процессом, а не с результатом [5].
Кроме того, в ходе научных дискуссий о сути трудового отношения в качестве первичных признаков, определяющих содержание трудового правоотношения, с переменным успехом превалировали то отношение работника к средствам производства (узкая концепция предмета трудового права), то кооперированность труда в рамках таких хозяйственных единиц, где функция управления отделена от функции непосредственного исполнения (широкая концепция) [6].