В условиях современного здравоохранения, коммерциализации медицинской деятельности медицинская услуга становится товаром, одним из потребительских свойств которого, как и любого другого, является качество.
Качество медицинской помощи в системе здравоохранения обеспечивается профессиональными законами, инструкциями, правилами, правильным выбором приоритетов, имеющимися ресурсами здравоохранения, национальными стандартами по оснащению медицинских учреждений, технологиям лечебно-диагностического процесса, результатам, квалификацией персонала, отношением персонала к пациентам, лицензированием, системой управления, системой оплаты труда персонала, эффективностью работы системы контроля качества медицинской помощи [1, 2, 3].
К уровням обеспечения контроля качества в медицинских организациях относятся:
• уровень 1 — ежедневное оперативное управление: утренние конференции, обходы, контроль ведения медицинской документации, контроль правильности вну трибольничных переводов в другие учреждения, консилиумы, консультации и др.;
• уровень 2 — обсуждение в комиссиях и советах: больничный совет, комиссия по наркотическим лекарственным средствам, Совет медицинских сестер, научно-практические и патологоанатомические конференции и др.;
• уровень 3 — координация деятельности медицинской организации: приказы, инструкции, система управления, деятельность заместителей по направлениям, служба информации, связь качества медицинской помощи с общим управлением и т. п.
Составляющими качества медицинской помощи в медицинских организациях являются:
• квалификация медицинского персонала;
• сервисные услуги;
• лекарственное обеспечение;
• материально-техническое обеспечение;
• финансовое обеспечение;
• отношение медицинского персонала к родственникам и др.
Направления контроля качества медицинской помощи в системе здравоохранения подразделяются по территориям и группам медицинских организаций.
Контроль качества медицинской помощи в медицинских организациях направлен: