Чтобы определить уровень качества медицинской помощи, необходимо предварительно принять решение в отношении того, соответствие каким критериям будет оценивать уровень качества медицинской помощи. Например, аспекты качества могут заключаться в том, что медицинские услуги должны быть безопасными и справедливыми. В здравоохранении могут использоваться как объективные, так и субъективные критерии качества. Объективной мерой безопасности может быть частота осложнений в результате хирургического вмешательства, а субъективной мерой может быть опрос пациентов, удовлетворены ли они лечением.
Для измерения объективного качества требуются методы измерения количественной характеристики, адекватно отражающей рассматриваемый аспект. Для измерения субъективного качества требуется, чтобы наблюдатели с соответствующими знаниями, способностями или квалификацией делали значимые заявления о качестве. Субъективное качество может быть определено количественно только в том смысле, что определенная часть квалифицированных наблюдателей согласна или не согласна с утверждением о том, что качество хорошее или плохое. Например, опросы удовлетворенности пациентов могут использоваться как субъективная мера качества.
Оценка состояния качества медицинской помощи, оказываемой в медицинском учреждении, может быть основана на оценке трех аспектов: структуры, процесса и результата. Структура относится к атрибутам условий, в которых осуществляется уход. Во-первых, это материальные ресурсы, которыми располагает медицинское учреждение: это и больничные здания и оборудование. Во-вторых, это человеческие ресурсы, то есть количество сотрудников и их квалификация. В-третьих, есть организационные ресурсы, такие как способы выражения и наделения полномочиями и отношения между подразделениями. Процесс описывает, как атрибуты структуры применяются на практике, например процессы диагностики и лечения, и как пациенты получают помощь. Результат относится к результатам процессов, например влияние терапии на состояние здоровья пациентов. Он также может включать изменения в знаниях пациентов о своих заболеваниях или их общем поведении, связанном со здоровьем.