По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2105-05

Контроль качества как основополагающий институт медицинской деятельности (литературный обзор)

Карасева Лариса Аркадьевна доктор медицинских наук, директор Института сестринского образования, завкафедрой сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: karaseva_larisa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731
Бессонова Татьяна Владимировна заместитель главного врача по работе со средним и младшим медицинским персоналом Клиник ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: super.bessonova1967@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0592-9690

Целью исследования является изучение, анализ и оценка контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой в медицинских организациях. Результаты: определена сущность понятия контроля качества в сфере медицинского обслуживания, выделены критерии оценки качества медицинской деятельности, идентифицированы ключевые риски, существующие в медицинской деятельности, выявлены направления повышения качества и безопасности профессиональной деятельности медицинских работников. Заключение: современные подходы к организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволяют обеспечить высокий уровень предоставляемой населению медицинской помощи и повысить качество жизни населения в целом.

Литература:

1. Варенцов М. М. Некоторые вопросы разработки системы контроля качества медицинской помощи / М. М. Варенцов, Т. Я. Волошин, П. Г. Макаров, О. П. Колесова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002. — № 6. — С. 42–45.

2. Гайдаров Г. М. Контроль качества и эффективности медицинской помощи / Г. М. Гайдаров // Проблемы медицинских учреждений. — 2003. — № 3. — С. 51–56.

3. Губарев В. М. Методологические основы обеспечения и оценки качества медицинской помощи / В. М. Губарев // Актуальные вопросы медицины. — М., 2001. — С. 63–72.

4. Комаров Ю. М. Концептуальные подходы к управлению качеством медицинской помощи / Ю. М. Комаров // Медицина. — М., 2003. — С. 26–30.

5. Кремлева Н. И. Управление качеством медицинской помощи / Н. И. Кремлева // Медицина и здравоохранение. — М., 2000. — С. 80–87.

1. Varentsov M. M. Some issues of the development of a quality control system for medical care /M. M. Varentsov, T. Ya. Voloshin, P. G. Makarov, O. P. Kolesova // Healthcare of the Russian Federation. — 2002. — No. 6; pp. 42–45. (In Russ.)

2. Gaidarov G. M. Quality control and efficiency of medical care /G. M. Gaidarov // Problems of medical institutions. — 2003. — No. 3; pp. 51–56. (In Russ.)

3. Gubarev V. M. Methodological basis for ensuring and assessing the quality of medical care /V. M. Gubarev //Topical issues of medicine. — M.: 2001; pp. 63–72. (In Russ.)

4. Komarov Yu. M. Conceptual approaches to managing the quality of medical care /Yu. M. Komarov //Medicine. — M.: 2003; pp. 26–30. (In Russ.)

5. Kremleva N. I. Quality management of medical care /N. I. Kremlin //Medicine and Health Care. — M.: 2000; pp. 80–87. (In Russ.)

Чтобы определить уровень качества медицинской помощи, необходимо предварительно принять решение в отношении того, соответствие каким критериям будет оценивать уровень качества медицинской помощи. Например, аспекты качества могут заключаться в том, что медицинские услуги должны быть безопасными и справедливыми. В здравоохранении могут использоваться как объективные, так и субъективные критерии качества. Объективной мерой безопасности может быть частота осложнений в результате хирургического вмешательства, а субъективной мерой может быть опрос пациентов, удовлетворены ли они лечением.

Для измерения объективного качества требуются методы измерения количественной характеристики, адекватно отражающей рассматриваемый аспект. Для измерения субъективного качества требуется, чтобы наблюдатели с соответствующими знаниями, способностями или квалификацией делали значимые заявления о качестве. Субъективное качество может быть определено количественно только в том смысле, что определенная часть квалифицированных наблюдателей согласна или не согласна с утверждением о том, что качество хорошее или плохое. Например, опросы удовлетворенности пациентов могут использоваться как субъективная мера качества.

Оценка состояния качества медицинской помощи, оказываемой в медицинском учреждении, может быть основана на оценке трех аспектов: структуры, процесса и результата. Структура относится к атрибутам условий, в которых осуществляется уход. Во-первых, это материальные ресурсы, которыми располагает медицинское учреждение: это и больничные здания и оборудование. Во-вторых, это человеческие ресурсы, то есть количество сотрудников и их квалификация. В-третьих, есть организационные ресурсы, такие как способы выражения и наделения полномочиями и отношения между подразделениями. Процесс описывает, как атрибуты структуры применяются на практике, например процессы диагностики и лечения, и как пациенты получают помощь. Результат относится к результатам процессов, например влияние терапии на состояние здоровья пациентов. Он также может включать изменения в знаниях пациентов о своих заболеваниях или их общем поведении, связанном со здоровьем.

Для Цитирования:
Карасева Лариса Аркадьевна, Бессонова Татьяна Владимировна, Контроль качества как основополагающий институт медицинской деятельности (литературный обзор). Медсестра. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: