Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной ненасильственной смерти в мире; приблизительно в 50 % случаев такая смерть происходит внезапно. По данным проспективного популяционного исследования Oregon Sudden Unexpected Death Study, а также аналогичных исследований, проведенных в Ирландии и Канаде, частота наступления внезапной кардиальной смерти составляет 51–53 на 100 тыс. жителей в год, что соответствует 5,6 % всех смертей. Если принять население Земли за 6540 млн человек, ежегодно происходит 4–5 млн случаев внезапной кардиальной смерти, около половины из них – вне стационара [35]. У лиц, перенесших остановку кровообращения, низка вероятность дожить до выписки из стационара, еще ниже – до восстановления функции головного мозга.
Общая выживаемость при леченых случаях остановки кровообращения составляет 8–10 %, при фибрилляции желудочков она достигает 18–22 %. В одних только США повышение этих показателей вдвое приведет к дополнительному сохранению 13 тыс. жизней ежегодно [31]. Надежды на увеличение выживаемости при остановке кровообращения связывают с организационными и структурными улучшениями службы скорой медицинской помощи (СМП), более активным привлечением случайных свидетелей к участию в реанимационных мероприятиях и повышением качества последних.
Наука об оживлении организма сравнительно молода. В 1960 г. в рамках одного анестезиологического форума J. Elam и P. Safar описали эффективную искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) методом «рот в рот», а W. B. Kouwenhoven, J. R. Jude и C. G. Knickerboker – непрямой массаж сердца (НМС). Незадолго до этого, в 1955 г., P. Zoll в клинических условиях впервые выполнил успешную наружную дефибрилляцию. В 1974 г. Американская кардиологическая ассоциация (АКА) впервые опубликовала стандарты сердечно-легочной реанимации (СЛР) [50].
В последующих редакциях (1980, 1986 и 1992 гг.) их отнесли к разряду рекомендаций, поскольку они опирались преимущественно на экспертные оценки и биологическое обоснование медицинских вмешательств [18].