Правительство готово резко сократить число мешающих бизнесу законов — премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что инструмент «регуляторной гильотины» будет использован, чтобы осуществить экономический рывок. Механизм «регуляторной гильотины» предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Как заявил Дмитрий Медведев, в России действует свыше 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР. В качестве требования, которое создает риски для компаний, Медведев привел правило приготовления омлета в организациях общественного питания: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5-3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180-200 градусов на восемь-десять минут».
«Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил премьер.
Термин «регуляторная гильотина» был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates, разработавшей ее концепцию. Этот инструмент активно используется в мире. Его, в частности, применяли власти Хорватии, Великобритании, Мексики, Вьетнама и других стран, писали в специальном докладе эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), предлагавшие распространить этот опыт и на Россию. «Гильотина» должна ликвидировать «различные точки торможения в законодательстве на основе доказательного регулирования», поясняли они. По оценке Jacobs, Cordova & Associates, в Хорватии экономия бизнеса от этого механизма составила $65,6 млн (0,13% ВВП) за девять месяцев реализации проекта (2006–2007 гг.).
Алгоритм работы «гильотины» выглядит так. Правительство формирует реестр всех регуляций и административных формальностей, прямо или косвенно влияющих на бизнес. На основе созданного списка создается база данных. Во многих странах само появление такого реестра — это уже прорыв и большое достижение, я полагаю, что Россия не будет особого рода исключением. Каждая норма или административная процедура оценивается на трех уровнях: