По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2

Контракт в капстроительстве: правовая и цифровая среда уведомлений

В. А. Лебедев Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия
Е. И. Лебедева Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», г. Москва, Россия

Проведен сравнительный анализ юридически значимых сообщений как правовых средств, позволяющих обеспечить устойчивость и эффективность исполнения государственного контракта в сфере капитального строительства. Рассмотрены порядок и условия включения уведомлений, в том числе обращений, сообщений, предложений, требований как юридически значимых сообщений, в текст контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в качестве обязательного для сторон условия. Проведен анализ особенностей и порядка направления уведомлений в условиях цифровой трансформации, включая доказательство того, что уведомление можно считать полученным адресатом, если оно отправлено с использованием цифровых средств.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/10164072/.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/12128809/.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/12127526/.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71570570/.

6. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 №3-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_158641/.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

8. Федеральный закон от 30.12.2021 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405386/.

9. Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/406637547/.

10. Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 №1066 «О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_451123/.

11. Постановление пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181602/.

12. Аблязов Т.Х. Государственное регулирование цифровой трансформации строительной сферы // Московский экономический журнал. — 2023. — Т. 8, №10 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp.

13. Рюмин И.А. Юридически значимое сообщение в гражданском праве / В сб.: Актуальные проблемы частного права и процесса. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов. — Рязань, 2023. — С. 160–161 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54913277.

14. Соломина Н.Г. К вопросу о понятии «юридически значимые сообщения» // Право и экономика. — 2021. — №5 (399). — С. 5–13 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=46151130.

15. Сперанский О.В. К вопросу о типовых условиях строительных контрактов в законодательстве о градостроительной деятельности в России // Право и управление. — 2023. — №2. — С. 86–90 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50509342.

Цифровая экономика как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг, легально существующая в рыночном пространстве, была заявлена Указом Президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [5].

В настоящее время цифровизация строительной сферы — эффективный инструментарий, который широко используется при производстве строительных материалов, проектировании и собственно строительном производстве. Более того, цифровой трансформацией охвачены работы на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства, включая предпроектную и проектную стадии строительства и капитального ремонта, реконструкцию и снос, а также отдельные стадии реставрации объектов культурного наследия. Цифровые технологии позволяют повысить эффективность строительства, снизить стоимость проектов, сократить сроки строительства, исключить нарушение таких сроков.

Применительно к рассматриваемому вопросу, то есть взаимоотношениям участников (партнеров) контракта на капстроительство, цифровизация процесса передачи юридически значимых сообщений фактически снимает вопрос о моменте получения таких сообщений адресатом: это важно не только в процессе исполнения контракта, но и в спорных случаях.

В последнее время законодательство активно развивается в направлении совершенствования традиционных правовых форм в условиях цифровизации. В качестве примера приведем Федеральный закон от 14.04.2023 №127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9], которым была предложена следующая модель вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, с использованием цифровых средств: повестка направляется гражданину в письменной форме, а также дублируется в электронной форме в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе. Это позволяет считать ее врученной с момента размещения текста повестки в информационной системе.

Для Цитирования:
В. А. Лебедев, Е. И. Лебедева, Контракт в капстроительстве: правовая и цифровая среда уведомлений. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: