По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.3 DOI:10.33920/vne-04-2403-02

Конструирование сетевого управления международными отношениями, включая экономическую сферу (часть 3)

Виктория Вадимовна Перская доктор экономических наук, профессор, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, директор Института исследований международных экономических отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, e-mail: Vperskaya@fa.ru, ORCID: 0000-0002-1988-4374
Петр Иванович Толмачев доктор экономических наук, профессор, профессор ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», Профессор департамента мировой экономики и мировых финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, e-mail: pt53@yandex.ru

В первой и второй частях статьи авторы анализируют трансформирование мировой экономики под воздействием экономической глобализации и обоснование на этой основе западными идеологами развития сетевизации международных отношений как всеобъемлющего процесса. В третьей части исследование направлено на процесс цифровизации управления мировым сообществом в целом, создания ВВП на основе развития ИИ и обоснования сторонниками сетевизации полного перехода управления международными отношениями, включая экономику, на уровень ИИ. По мнению авторов статьи, ИИ является вспомогательным инструментом, способствующим росту эффективности воспроизводственного процесса. Абсолютизация роли ИИ в создании мирового ВВП служит конъюнктурным фактором, значению которого придается преувеличенное значение, так как он — продукт программного обеспечения, и его потенциал определяется заложенными человеком целями и задачами. При этом безусловно положительным аспектом становится желание на межгосударственном уровне достичь договоренностей об ограничительных параметрах разработки и функционирования ИИ, о недопущении кибератак и взломов национальных сетей. Авторы рассматривают позиции ряда стран, не воспринимающих формализацию МО и их сетевизацию, подчеркивая, что именно США возглавляют этот подход, полагая, что они будут управлять сетевой структурой международных отношений. В заключение сделаны соответствующие выводы.

Литература:

1. Yee, L. (2023). The state of AI in 2023: Generative AI’s breakout year. McKinsey & Company. — Available at: https://www.mckinsey.com/capabilities/quantumblack/our-insights/the-state-of-ai-in-2023-generative-aisbreakout-year#steady (accessed: 11.11.2023)

2. Diplo Foundation (2023). Digital diplomacy in 2024. — Available at: https://www.diplomacy.edu/topics/ digital-diplomacy/ (accessed: 22.08.2023)

3. Dwivedi, Y. K., Sharma, A., Rana, N. P., Giannakis, M., Goel, P., Dutot, V. (2023). Evolution of artificial intelligence research in Technological Forecasting and Social Change: Research topics, trends, and future directions. Technological Forecasting & Social Change. Vol. 192, 17 p. doi.org/10.1016/j.techfore.2023.122579

4. Lundmark, P. (2022). 2 tech trends that will shape networks and the future of connectivity. World Economic Forum. — Available at: https://www.weforum.org/agenda/2022/01/connectivity-is-evolving-to-address-thebiggest-global-challenges-here-s-how/ (accessed: 13.12.2023)

5. The National Academies (2023). International Networks and Cooperation. — Available at: https://www. nationalacademies.org/our-work/international-networks-and-cooperation (accessed: 22.09.2023)

6. Bremmer, I. (2021). The Technopolar Moment. Foreign Affairs. — Available at: https://www.foreignaff airs.com/ articles/world/ian-bremmer-big-tech-global-order (accessed: 11.12.2023)

7. Diplo Foundation (2012). Summary of the 2010 E-diplomacy Initiative. — Available at: https://www. diplomacy.edu/blog/summary-2010-e-diplomacy-initiative/ (accessed: 11.08.2023)

8. Kurbalija, J. (2017). The impact of big data on geopolitics, negotiations, and diplomacy. Diplo Foundation. — Available at: https://www.diplomacy.edu/blog/impact-big-data-geopolitics-negotiations-and-diplomatic-modusoperandi (accessed: 22.08.2023)

9. Golia Jr., A., Teubner, G. (2021). Networked statehood: an institutionalised self-contradiction in the process of globalisation? Transnational Legal Theory. Vol. 12, iss. 1, pp. 7–43. doi.org/10.1080/20414005.2021.1927608

10. Castells, M. The Rise of the Network Society, 2nd Edition, with a New Preface. — Wiley-Blackwell, 656 p.

11. Roser, M. (2022). Artificial intelligence is transforming our world — it is on all of us to make sure that it goes well. Our World in Data. — Available at: https://ourworldindata.org/ai-impact (accessed: 22.08.2023)

12. Samsonovich, A. V., Shumsky, S. A., Karpov, V. E., Kotov, A. A., Kolonin, A. G. (2022). Key Advanced Research Initiative: A Manifesto for the New-Generation Artificial Intelligence. Procedia Computer Science. Vol. 213, pp. 824–831. doi.org/10.1016/j.procs.2022.11.140

13. Zhulykov, M. V. (2012). Poniatie energosfery i ego ispol’zovanie v sfernom podkhode [The Concept of Energysphere in Sphere Approach]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki [Scientifinotes of Orel state university. Series: Humanities and Social Sciences]. No. 5 (49), pp. 94–98. (In Russian)

14. Ding, J., Dafoe, A. (2023). Engines of power: Electricity, AI, and general-purpose, military transformations. European Journal of International Security. Vol. 8, iss. 3, pp. 377–394. doi.org/10.1017/eis.2023.1

15. Scott, B., Heumann, S., Lorenz, P. (2018). Artificial Intelligence and Foreign Policy. Berlin: Beisheim Center, 40 p. — Available at: https://www.stiftung-nv.de/sites/default/files/ai_foreign_policy.pdf (accessed: 08.12.2023).

16. Ministry of Finance the People’s Republic of China (2023). Liu Kun attended the fifth meeting of Shanghai Cooperation Organization Finance Ministers and Central Bank Governors. — Available at: http://www.mof.gov.cn/ zhengwuxinxi/caizhengxinwen/202303/t20230303_3870785.htm (accessed: 21.10.2023)

17. Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China (2022). Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian hosted a regular press conference. — Available at: https://www.mfa.gov.cn/fyrbt_673021/202203/ t20220308_10649759.shtml (accessed: 18.09.2023)

18. China News Service (2022). The Ministry of Foreign Affairs responded to the US sanctions against Russia: China’s legitimate rights and interests must not be harmed in any way. — Available at: https://www.chinanews. com.cn/gn/2022/03-09/9697154.shtml (accessed: 11.09.2023)

19. Ping, L. (2021). How the Internet has changed international relations. Quarterly Journal of International Politics. No. 6 (2), pp. 90–121. — Available at: http://qjip.tsinghuajournals.com/article/2021/20961545/101393D-2021-2-105.shtml (accessed: 11.08.2023)

20. Hongbin, R. (2023). Unswervingly promote high-level opening up to the outside world and provide new opportunities for the world with China’s new development. Qstheory.Cn. — Available at: http://www.qstheory.cn/ dukan/hqwg/2023-03/13/c_1129429321.htm (accessed: 22.08.2023)

21. Jiang, Y., Ding, J. (2023). Leading the development of international relations theory with Chinese wisdom. Guangming Online. — Available at: https://theory.gmw.cn/2023-03/28/content_36460109.htm (accessed: 22.08.2023)

22. Jeff Cirillo, Lisa Curtis, Joshua Fitt, Kara Frederick, Coby Goldberg, Ilan Goldenberg, Andrea Kendall-Taylor, Megan Lamberth, Martijn Rasser, Dania Torres (2021). The Future of the Digital Order. Washington: Center for a New American Security, 48 p. — Available at: https://www.cnas.org/publications/reports/the-future-of-thedigital-order (accessed: 11.12.2023)

23. Vengattil, M., Culliford, E. (2022). Facebook allows war posts urging violence against Russian invaders. Reuters. — Available at: https://www.reuters.com/world/europe/exclusive-facebook-instagram-temporarilyallow-calls-violence-against-russians-2022-03-10/ (accessed: 11.12.2023)

24. Perskaya, V. V., Abramov, V. L., Pishchik, V. Y., Alekseev, P. V., Medvedeva, M. B., Khomyakova, L. I. (2021). The COVID-2019 Pandemic as a Catalyst of the Potential Loss of Democratic Foundations of Society’s Social Life. Academic Journal of Interdisciplinary Studies. Vol. 10, no. 6, pp. 275–284

25. Fazlioglu, M. U.S. privacy legislation in 2023: Something old, something new? IAPP. — Available at: https:// iapp.org/news/a/u-s-federal-privacy-legislation-in-2023-something-old-something-new/ (дата обращения: 11.12.2023)

26. Cory, N., Sacks, S. (2023) China Gains as U.S. Abandons Digital Policy Negotiations. Lawfare. — Available at: https://www.lawfaremedia.org/article/china-gains-as-u.s.-abandons-digital-policy-negotiations (accessed: 09.12.2023)

27. Ren, Z., Li, J. (2023). Digital Business Laws and Regulations China 2023. The International Comparative Legal Guides. — Available at: https://iclg.com/practice-areas/digital-business-laws-and-regulations/china (accessed: 09.12.2023)

28. Richter, F. (2023). In Which Industries Could AI Do Most of the Heavy Lifting? Statista. — Available at: https://www.statista.com/chart/30160/impact-of-ai-on-work-in-selected-industries/ (accessed: 09.06.2023)

Дата поступления рукописи в редакцию: 19.12.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 25.01.2024.

ИИ прямо сейчас трансформирует нашу реальность, являясь наиболее значимой технологической тенденцией в бизнесе и государственном управлении. Эффективное внедрение ИИ в бизнесе и государстве на четырех уровнях — от мирового до городского — это предмет дискуссий, который определит будущее человечества. Цифровые двойники, арт-генераторы, чат-боты и автозаполнение кода — это искусственный интеллект, влияющий на будущее.

Пульс цифровизации. Форум лидеров цифрового развития. Декабрь, 2023. Россия

Хотя использование инструментов искусственного интеллекта нового поколения быстро распространяется, данные опроса компании McKinsey не показывают, что эти новые инструменты способствуют повсеместному и массовому внедрению искусственного интеллекта в компаниях. Доля организаций, внедривших ИИ, в целом остается стабильной на протяжении ряда лет — примерно 55 % из числа респондентов, при этом 1/3 из них внедрили ИИ более чем в одной бизнес-функции. Однако масштабное использование ИИ пока остается в области пожеланий. ИИ чаще всего используется в сферах оказания услуг, и только у 23 % опрашиваемых 5 % прибыли в 2022 г. были связаны с использованием ими искусственного интеллекта, что практически не меняется на протяжении последних лет. Однако компании должны увеличить инвестиции в процесс внедрения ИИ в реальную деятельность фирм, что эксперты ожидают в течение последних трех лет [1].

Происходящие изменения в политической, социальной и экономической сферах, представляющих собой платформы для переговорного процесса и принятия решений (ряд экспертов называют именно эту деятельность как дипломатическую), в том числе на межгосударственном уровне, в условиях радикального снижения функционала государственных институтов обусловливают возникновение так называемой цифровой дипломатии.

Для Цитирования:
Виктория Вадимовна Перская, Петр Иванович Толмачев, Конструирование сетевого управления международными отношениями, включая экономическую сферу (часть 3). Международная экономика. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: