По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.75

Конструирование сервисов космической навигации

Герасимова Ю.С. Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Россия

В статье рассмотрены возможности использования космической навигации для создания интеллектуальных сервисов определения местоположения, нахождения кратчайшего пути, прокладки маршрутов. Использование интеллектуальных методов позволяет конструировать различные сервисы, которые могут быть использованы в железнодорожном и автомобильном транспорте для прокладки маршрутов оптимальных путей.

Литература:

1. Неделькин А.А., Степанова М.Г., Шайтура С.В. Интегрированная система управления предприятием // Славянский форум. — 2016. — № 2 (12). — С. 180–187.

2. Неделькин А.А., Степанова М.Г., Шайтура С.В. Тенденции и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения в подготовке экономистов // Славянский форум. — 2016. — № 2 (12). — С. 171–179.

3. Неделькин А.А., Шайтура С.В., Степанова М.Г. Комплексная система автоматизации // Славянский форум. — 2016. — № 2 (12). — С. 188–195.

4. Кожаев Ю.П., Шаньгин А.Е., Шайтура С.В. Анализ туристических интернет-ресурсов Крымского полуострова / В сборнике: Организацион но‑экономический механизм управления опережающим развитием регионов. — 2016. — С. 39–46.

5. Шайтура С. В. Интеллектуальный анализ данных // Славянский форум. — 2015. — № 2 (8). — С. 341– 350.

6. Шайтура С. В. Информационные ресурсы геоинформационных технологий // Славянский форум. — 2016. — № 2 (12). — С. 282–288.

7. Шайтура С. В. Информация, данные, знания, система // Славянский форум. — 2012. — № 2 (2). — С. 240–250.

8. Шайтура С. В. Компьютер. Помощник или соперник. — Sa ar brücken. — 2013. — 304 с.

9. Шайтура С. В., Сумзина Л. В. Геоинформационный сервис при выборе маршрута Шелкового пути // Славянский форум. — 2017. — № 2 (16). — С. 197–200.

На данный момент геоинформационные системы интенсивнее начинают входить в повседневный быт [1–4]. Смартфоны, планшеты, ноутбуки и навигаторы имеются у каждого человека. Мы пользуемся техникой, не задумываясь, каким образом все работает.

Во многих устройствах имеются GPS/ГЛОНАСС-приемники. Основными задачами таких устройств являются: определение местоположения и нахождение кратчайшего пути. Эти два алгоритма наиболее важны в GPSприемниках [5–9].

Алгоритм позиционирования вполне прост. Для определения местоположения вокруг Земли вращаются 30 спутников: 27 основных и 3 на случай поломки. Спутник за сутки делает два оборота вокруг планеты. Вращаются они определенным образом, чтобы обеспечить круглосуточный прием сигнала из любой точки Земли четырьмя спутниками, необходимыми для определения точного местоположения. От количества доступных спутников зависит точность результатов определения координат.

Если GPS-приемник получит данные с одного спутника, то его местоположение определится на самом спутнике (рис. 1).

В случае с тремя спутниками мы имеем область пересечения сферы и окружности (рис. 2).

Так, для определения своей позиции GPS-устройство использует по меньшей мере четыре различных спутника (рис. 3).

GPS-приемник определяет, насколько долго сигнал, передаваемый спутнику, находится в пути, по данному времени определяется расстояние до каждого спутника. Когда находятся координаты трех точек и расстояния, легко найти местонахождение приемника на плоскости. Но данная система работает в пространстве, а не на плоскости, поэтому необходим четвертый спутник, который поможет определить координаты точки в трехмерном пространстве. Но в данной работе существуют небольшие погрешности. В результате местоположение отмечается не точкой, а областью определенного радиуса.

Но во время определения координат возникают различные помехи. Причин возникновения погрешностей несколько. Влияет скорость распространения электромагнитных волн, отражение сигнала от препятствий и многое другое. Но для точного позиционирования GPSустройства используют корректирующие (наземные) сигналы. Например, автомобильные навигаторы используют в работе дополнительные сведения: скорость, пройденный путь, ускорение. Это очень помогает в больших городах, где сигнал многократно отражается от высотных зданий.

Для Цитирования:
Герасимова Ю.С., Конструирование сервисов космической навигации. Конструкторское Бюро. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: