По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Конституционные основы права на образование в Султанате Оман

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Султанате Оман. Автор делает вывод о том, что с функциональной точки зрения реализация права на образование обеспечивает решение задачи повышения общего культурного и образовательного уровня граждан, сохранение социальной стабильности и солидарности в обществе. В условиях необходимости развития экономики в государственной образовательной политике делается упор на повышение роли человеческого капитала, различные формы и методы обучения в целях достижения технологической модернизации народного хозяйства Омана.

Литература:

1. Allen С. Rigsbee II W. L. Oman Under Qaboos: From Coup to Constitution,1970-1996. Routledge, 2014. P. 59.

2. Amin S.H. Middle East Legal Systems. Royston, Limited, 1985. P. 292.

3. Dew P., Shoult A. Doing Business with Oman. Kogan Page, 2002. P. 71.

4. Аль-Машихи Наджи Бахит. Стратегия экономического развития Омана в условиях глобализации. Аавтореф. .. дис. канд. экон. наук. М., 2005. С. 16, 21.

5. Аль Сади Асила Саид Мохаммед. Повышение качества образования в Омане // Преподаватель XX Век. 2014. № 1. С. 129, 131.

6. Аль Сади Асила Сайд Мохаммед. Сравнительный анализ стандартов качества общего образования России и Омана. Автореф. … дисс. канд. пед. наук. М., 2015. С. 16.

7. Аль-Бусаиди Я.Я. Некоторые аспекты правового регулирования миграционных и инвестиционных потоков в Оман // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1734.

8. Аль-Мамари Х.М. Становление и развитие частного сектора высшего образования в арабских странах (на примере султаната Оман) // Высшее образование сегодня. 2010. № 2. С. 21.

9. Асила Аль Сади. Качество образования как фактор социализации личности в Омане // https://pandia.ru/text/78/155/21453.php.

10. Асила Аль Сади. Проблема развития личности школьника в контексте обеспечения стандартов качества общего образования в России и Омане // Наука и школа. 2014. № 5. С. 57.

11. Герасимов О.Г. Оман. М., 1975; Исаев В.А., Филоник А.О. Султанат Оман (очерк общественно-политического и социально-экономического развития). М., 2001.

12. Кириченко В.П. Султан Кабус и модернизация Омана // Россия и Мусульманский мир, 2020. № 3 (317). С. 76, 77, 80.

13. Крассов О.И. Земельное право в странах Ближнего Востока. М.: Юридическое издательство «НОРМА», 2022. 384 с.

14. Мелихов И.Г. Многовекторность и маневрирование как основа внешней политики Омана // Вестник ММА. 2019. № 2. С. 190.

15. Нодия Д.Ч. Особенности колониальной политики Англии в Омане в XIX-XX веках: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: (07.00.03) / Тбил. гос. ун-т. — Тбилиси, 1986. 26 с.

16. Сапронова М.А. Конституционная регламентация ислама в арабских странах // Сборник «Ближний Восток и современность». Выпуск 10. М.: ИИИиБВ. 2001. С. 186–187.

17. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституции арабских стран // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15. № 4. С. 13.

Оман имеет достаточно древнюю историю и является одним из самых старых арабских государств не только в регионе, но и в мире. Располагаясь на пересечении торговых путей между Азией и берегами Средиземного моря, Оман привлекал различные народы (вавилонцы, ассирийцы, персы)1 . С I века нашей эры название «Оман» распространилось на всю Восточную Аравию2 .

В новейшей истории (середина VIII – конец XVIII вв.) Оман являлся независимым имаматом с последующим отделением султаната Маскат. С начала XIX в. территории обоих государств находились под контролем Великобритании. В 1951 г. Оман и Маскат обрели независимость, а в 1955 г. под влиянием Великобритании были объединены в единое государство Султанат Оман3 .

Основной закон Султаната Оман, утвержденный декретом Султана от 6 ноября 1996 г., (далее — Конституция, Основной закон) выполняет роль Конституции государства. Среди всех стран Персидского залива Конституция Омана является наиболее светской, поскольку закрепляет свободу вероисповедания, несмотря на изначально установленную клерикальность государства.

Современный Оман является унитарным государством. По форме правления Оман — абсолютная монархия. Политические партии запрещены4 . Султан как глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, является верховным судьей и высшим духовным лицом страны — главой ибадитов (имамом)5 . Пост главы государства передается по наследству.

Социально-духовные основы общества представлены государственной религией (ислам ибадистского толка)6 и исламским шариатом (основа законодательства — ст. 2 Основного закона). Несмотря на то, что в султанате имеются общины суннитов и шиитов, шариатские суды при рассмотрении конкретных дел всецело опираются на ибадитские предписания.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Конституционные основы права на образование в Султанате Оман. Юрист ВУЗа. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: