По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Конституционные основы права на образование в Республике Судан

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы. Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в республике Судан. Автор делает вывод о том, что с функциональной точки зрения реализация права на образование обеспечивает решение задачи повышения общего культурного и образовательного уровня граждан, сохранение социальной стабильности и солидарности в обществе. В условиях необходимости развития экономики в государственной образовательной политике делается упор на повышение роли человеческого капитала, различные формы и методы обучения в целях достижения технологической модернизации народного хозяйства Судана.

Литература:

1. A.I. Farag. Gendered Voices: Reflections on Gender and Education in South Africa and Sudan, SENSE PUBLISHERS ROTTERDAM, 2013, С 69.

2. Mozamel M. Saeed* et al. Challenges Facing Quality Application in Higher Education Institutions in Sudan (IJITR) INTERNATIONAL JOURNAL OF INNOVATIVE TECHNOLOGY AND RESEARCH Volume No.3, Issue No.6, October — November 2015, С. 2489.

3. Акимов А.В., Мельянцев В.А. Что нас ждет впереди: проблемы и перспективы экономического роста в мире и странах Востока на рубеже 2020-х гг. // Восток (Oriens). 2020. № 1. С. 37.

4. Братановский С.Н. Правовое положение личности в арабских государствах [Текст]: монография. — Москва: Русайнс, 2017. С. 78.

5. Генри Рияд. Краткое изложение истории законодательной власти в Судане. Бейрут-Хартум, 1967. С. 11.

6. Герасимов И.В. История и культура Судана XVI — начало XIX вв. Автореф. … дис. докт ист. наук. Санкт-Петербург, 2013. С. 18-19, 20.

7. Диаа Эльдин Хамза Хамед. Конституционное развитие Республики Судан (исторический и правовой аспекты). Автореф. … дис. канд. юрид. наук. М, 2003. С. 4–5.

8. Жуков А.Е. Предпосылки и этапы интернационализации военно-политического конфликта между Севером и Югом Судана (1983-2011 гг.). Автореф. … дисс. канд. ист. наук. М., 2012. С. 25.

9. Конституционное право зарубежных стран: учебник: В 2 ч. Часть II. Иностранное конституционное право / В.И. Червонюк, И.В. Калинский, А.Ю. Мелехова [под общ. ред В.И.Червонюка]. — 3-е изд. доп. — М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 420, 433.

10. Лукичев Г.А. Развитие высшего образования в арабских странах (аналитический обзор) // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2008. № 4. С.50, 52.

11. Сурков Н.Ю. Вторая волна арабских революций зашла в тупик // Восток (Oriens). 2021. № 3. C. 37, 40.

12. Филоник А.О. Арабский Восток: старые дисбалансы и новые вызовы // Восток (Oriens). 2020. № 2. С. 110.

13. Яковлев А.И. Арабская весна как рубеж модернизации арабского мира: противостояние современности и традиции // Восток (Oriens). 2021. № 3. C. 23.

14. Яковлев А.И. Страны Востока в начале XXI в.: от догоняющей модернизации к модернизации развития // Восток (Oriens). 2015. № 4. С. 158.

Судан (англ. Sudan) — децентрализованное (федеративное) государство в северо-восточной части Африки с республиканской (парламентский тип) формой правления. Становление государственности на территории современного Судана восходит к II-III тыс. до н.э. Во II-м тыс. до н.э. Север страны (Нубия) оказывается под властью Египта, в последующем формируется рабовладельческое государство нубийцев1 . С VII века н.э. усиливается арабское влияние, с XIV по XVIII вв. на территории Судана существовало несколько государств. К середине XIX века некоторые районы Судана оказались под оккупацией Египта, номинально войдя в территории Османской империи с последующим влиянием Великобритании2 . Под усилением влияния англичан на основе соглашения между Великобританией и Египтом, Судан оказывается под их совместным управлением при фактически британским протекторатом. Официально независимость Судан обрел 1 января 1956 года.

В настоящее время в Судане действует Конституция 1998 г. с учетом изменений и дополнений, направленных на обеспечение устойчивости общественно-политической системы, достижения общественного консенсуса по социально-значимым вопросам суданского общества.

Судан официально провозглашен многонациональной, поликонфессиональной республикой (ст.1, 2 Конституции). Одновременно закрепляется принадлежность верховной власти в государстве Аллаху, а суверенитета — народу, выступающему выразителем божественной воли (ст.4 Конституции). Уровень формальной демократизации Судана свидетельствует о значительном шаге вперед в построении современного государства, учитывающего необходимость развития прав и свобод человека, в том числе в политической сфере.

Справедливость и социальная солидарность является одной из базовых основ формирования и развития суданского общества. При этом социальный аспект справедливости предполагает построение общества, где обеспечены наивысшие стандарты жизни каждому гражданину (ст. 11 Конституции). Вполне понятно, что данное конституционное установление является нормой-целью, которую еще предстоит достичь посредством необходимой экономической модернизации.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Конституционные основы права на образование в Республике Судан. Юрист ВУЗа. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: