По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Конституционные основы права на образование в Королевстве Камбоджа

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Королевстве Камбоджа. Автор делает вывод о том, что с функциональной точки зрения реализация права на образование обеспечивает решение задачи повышения общего культурного и образовательного уровня граждан, сохранение социальной стабильности и солидарности в обществе. В условиях необходимости развития экономики в государственной образовательной политике делается упор на повышение роли человеческого капитала, различные формы и методы обучения в целях достижения технологической модернизации народного хозяйства Камбоджи.

Литература:

1. Бабикова А.В., Федотова А.Ю., Шевченко И.К. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в инновационной экономике // Инженерный вестник Дона. 2011. № 2. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n2y2011/435.3

2. Бектимирова Н.Н. Буддийский ренессанс в Камбодже: тенденции и перспективы // Религия и общество на Востоке. 2015. № 3.

3. Бектимирова Н.Н. Особенности процесса демократизации в Камбодже и его будущее в ХХI в. // Восточная аналитика. 2012. № 3.

4. Дмитриева И.А., Иванова Н.А., Srun S, Бережная А.В. Проектная деятельность в области модернизации высшего инженерного образования в Камбодже // Инженерный вестник Дона. 2021. № 12.

5. Пряжникова О.Н. Тенденции развития высшего образования в странах Восточной и Юго-Восточной Азии // Экономические и социальные проблемы России. 2018. № 2.

6. Шкунов В.Н. Национальные системы образования стран Азии в середине XX — начале XXI вв.: монография / Шкунов В.Н. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.

Первое известное государство на территории Камбоджи возникло в начале нашей эры. В более поздние периоды, в основном в 18–19-м столетии, как на многих территориях Азии, самостоятельность Камбоджи фактически утрачивается. В 1863 г. страна попала под протекторат Франции, а с 1884 г. стала фактически ее колонией. С 1953 г. Камбоджа получает независимость и пытается выстраивать курс развития суверенного государства. Современная Камбоджа — унитарное государство, включающее 18 провинций и 3 города центрального подчинения (Пномпень, Сиануквиль и Кеп). По форме правления Камбоджа — конституционная парламентская монархия. Монархическая форма правления восстановлена в 1993 г.

В Камбодже постепенно идет процесс демократизации общественнополитической жизни. При этом, демократизация, инициированная международным сообществом, происходила на фоне социально-экономического кризиса и традиционных форм политической культуры, и потому носила достаточно неоднозначный, а порой противоречивый характер1. В настоящий период в стране развивается многопартийная система. К основным объединениям, представленным в политической жизни, отнесены Народная партия Камбоджи, партия Национального спасения, Буддистская либеральная партия, Кхмерская гражданская партия. В то же время, формирование кхмерского гражданского общества зиждется на «эклектичном смешении национального субстрата и западных элементов во всех компонентах политической системы…»2, что будет влиять на модель государственного механизма, включая организацию и деятельность политических партий, общественности в политическом процессе, и непосредственно самих политических лидеров в стране.

Правовая система Камбоджи относится к романо-германской правовой семье. При этом на ее развитие существенное значение оказали различные правовые культуры и идеологии. Данное обстоятельство повлияло на уровень устойчивости отдельных элементов правовой системы, находящейся в стадии своего становления с учетом демократических принципов. Исторически, кхмерское право опиралось на индийские юридические традиции с возрастанием роли местных элементов правовой практики. Следует учесть, что на протяжении многих веков важнейшим фактором жизни камбоджийцев являлась религия. Индуизм с X в. становится государственной религией. При этом, духовные начала организации власти и общества играли главенствующую роль, и отражались на особенностях формирования правил и правовых норм.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Конституционные основы права на образование в Королевстве Камбоджа. Юрист ВУЗа. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: