Возвратная логистика — «процесс планирования, реализации и контроля рациональных, экономически эффективных потоков материалов, незавершенного производства, готовой продукции и соответствующей информации от точки потребления до точки их происхождения с целью возвращения стоимости продукта или надлежащей утилизации» [5]. Стоит понимать, что у данного термина существует несколько близких по смыслу слов: обратная логистика, реверсивная логистика, ретрологистика, но в отечественной литературе нет четкой границы между этими понятиями. Вероятнее всего такая «неоднозначность» определения связана как с «трудностями перевода» термина «reverse logistic», так и с недостаточной разработанностью этого раздела логистики в пределах нашей страны. Таким образом, во избежание недопонимания и чрезмерного углубления в этимологию слов, в ходе изложения будет использоваться только термин «возвратная логистика».
Традиционный товарный цикл заканчивается тогда, когда конечный покупатель совершает покупку. Однако благодаря возвратной логистике жизненный цикл может быть расширен [3]. Главными причинами внедрения возвратной логистики являются:
• повышение уровня использования материальных ресурсов предприятием. Обратная логистика позволяет извлекать максимальную выгоду из продуктов в конце их жизненного цикла посредством рециклинга, регенерации и рекуперации;
• снижение затрат на обслуживание возвратных потоков. Обратная логистика выполняет функцию восстановления активов за счет уменьшения затрат на возвращаемые продукты, которые включают гарантийные затраты и затраты по доставке при возврате продукта производителю;
• увеличение уровня лояльности и удовлетворенности покупателей. Обратная логистика — это направление восстановления активов, в том числе за счет повышения лояльности клиентов. Когда компания будет уделять больше внимания возвращенным товарам, чтобы выяснить, в чем заключалась первоначальная проблема, у клиентов будет складываться положительное впечатление о фирме в целом [2];