По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.032.5

Конкурентоспособность студента университета

Сочилова Анна Александровна канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры «Менеджмент», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза E-mail: annet@my-svadba.ru

В статье представлен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта по формированию востребованных работодателями специалистов в период обучения в университете, а также приводится анализ особенностей жизнедеятельности российских студентов в период обучения в университете, дается оценка уровня их конкурентоспособности и приведены закономерности в поведении студенчества.

Литература:

1. Резник С.Д., Конова лова Е.С., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России: опыт, проблемы, перспективы: монография / под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 292 с.

2. Андреев В.И., Сибгатуллина Т.В. Образование и саморазвитие. Изучение и диагностика «я-концепции» саморазвития студента как интеллигентной и конкурентоспособной личности // Стандарты и качество. – 2010. – Т. 4, № 20. – С. 3–9.

3. Гуськова Н.Д. Подготовка специалистов в области управления качеством: необходимость, проблемы и перспективы // Стандарты и качество. – 2010. – № 3. – С. 24 27.

4. Перевозова О.В. Проблемы формирования конкурентоспособности будущих менеджеров в системе высшего профессионального образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2009. – № 1. – С. 70–73.

5. Bridgstock Ruth. The graduate attributes we’ve overlooked: enhancing graduate employability through career management skills // Higher Education Research & Development. – Feb. 2009t. – Vol. 28 Issue 1t. – Р. 31 44.

6. Prokou Eleni. The Emphasis on Employability and the Changing Role of the University in Europe // Higher Education in Europet. – Dec. 2008t. – Vol. 33 Issue 4t. – Р. 387 394.

7. Aamodt Per Olaf; Havnes Anton. Factors Affecting Professional Job Mastery: Quality of Study or Work Experience? // Quality in Higher Educationt. – Nov. 2008t. – Vol. 14 Issue 3t. – Р. 233 248.

8. Crossman Joanna; Clarke Marilyn. International experience and graduate employability: stakeholder perceptions on the connection // Higher Educationt. – May 2010t. – Vol. 59 Issue 5t. – Р. 599 613.

9. Lindberg Matti E. Higher Education-to-work Transitions in the Knowledge Society: The Initial Transition and Positional Competition Point of View // Higher Education in Europet. – Dec. 2008t. – Vol. 33 Issue 4t. – Р. 375 385.

10. Gracia Louise. Employability and higher education: contextualising female students’ workplace experiences to enhance understanding of employability development // Journal of Education & Workt. – Sep. 2009t. – Vol. 22 Issue 4t. – Р. 301 318.

11. Crossman , Joanna ; Clarke, Marilyn. International experience and graduate employability: stakeholder perceptions on the connection // Higher Educationt. – May 2010t. – Vol. 59 Issue 5t. – Р. 599 613.

12. Додух Е.А. Критерии оценки молодых специалистов в США [Электронный ресурс]t. – Режим доступа: http://www.topwork.com.ua/ front/article/doc/321.

13. Little, Brenda. Reading Between the Lines of Graduate Employment // Qua lity in Higher Educationt. – Jul 2011t. – Vol. 7 Issue 2t. – Р. 125.

14. Association of Graduate Recruiters. Skills for Graduate Students of 21st Centuryt. – London: Association of Graduate Recruiters, 2015.

15. Shadrikov V.D., Kurginyan S.S., Martynova O. Psychological studies of thought: thoughts about a concept of thought // Psychology. Journal of the Higher School of Economicst. – 2016t. – Vol. 13, № 3t. – P. 558–575.

16. Резник С.Д ., Сочилова А . А . Основы личной конкурентоспособности менеджера: учебное пособие. – М.: ИнфраМ., 2014. – 224 с.

В настоящее время на рынке труда в России разворачивается борьба за высококвалифицированный перспективный персонал, которого из-за сложной демографической и экономической ситуации в стране категорически не хватает. На базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства выполнен исследовательский проект, направленный на изучение портрета будущего конкурентоспособного выпускника вуза.

В рамках проекта изучен теоретический российский и зарубежный опыт, проведен сравнительный анализ поведения студенческой молодежи и разработаны механизмы формирования личной конкурентоспособности студенческой молодежи.

Объектом исследования стали 400 студентов государственных образовательных бюджетных учреждений высшего образования Пензенской области: Пензенского государственного университета, Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, Пензенского государственного технологического университета, Пензенского государственного аграрного университета.

Предмет нашего исследования – процессы, связанные с формированием конкурентоспособности студенчества.

Для изучения поставленной проблемы проведены мониторинги: студентов, работодателей, преподавателей университетов. При анализе состояния изученности проблемы конкурентоспособности студентов использовались научные и литературные источники: монографии, диссертации, книги, периодические издания; проведен сбор первичной информации на основе социологического опроса [1, с. 30–39].

Изучению проблемы конкурентоспособности посвящен широкий круг работ российских и зарубежных авторов. В частности, конкурентоспособность студента на рынке труда находит свое отражение в работах российских ученых: В.И. Андреева [2], Н.Д. Гуськовой [3], С.В. Зверева, Л.Н. Ивановой-Швец, О.В. Перевозовой [4] и др.

Исследователи Г.Б. Голуб, И.С. Фишмани другие для развития у личности стремления к конкуренции предлагают реализацию компетентностного подхода, ориентированного на создание условий для приобретения опыта работы в реальной среде.

Для Цитирования:
Сочилова Анна Александровна, Конкурентоспособность студента университета. Кадровик. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: