Экспорт стальной продукции является важным элементом внешнеторговых отношений Российской Федерации. Данная группа товаров — одна из основных статей несырьевого и неэнергетического экспорта страны, на которую распространяются положения Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». По итогам 2021 года Россия входила в тройку крупнейших поставщиков на международном рынке стальной продукции. Доля экспорта относительно производства была одной из самых высоких среди экспортеров (табл. 1). Более трети всей производимой стали в стране отгружалось потребителям за пределами России. Данный факт является в свою очередь отражением одной из слабых сторон — отсутствие достаточного внутреннего потребления. Российские производители стальной продукции не имеют возможности реализовать весь производимый объем внутри страны. Сохранение позиций на международном рынке необходимо для загрузки производственных мощностей.
В соответствии c приказом Минпромторга России от 05.05.2014 № 839 «Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года» конкурентоспособность российских экспортеров стальной продукции обусловлена собственной развитой железорудной и топливно-энергетической базой, наличием современных мощностей по выплавке чугуна и стали и производству металлопродукции по всем переделам, наличием конкурентных вертикально-интегрированных холдингов, относительно низкими (по сравнению с внешними конкурентами) издержками при сопоставимом качестве продукции, устойчивыми позициями на зарубежных рынках [1]. Ряд перечисленных преимуществ — источники сырья, действующие заводы и сформировавшиеся холдинговые структуры — не зависит от внешних факторов и сохранились. Санкционная политика оказала влияние на стоимость производства и позиции России на зарубежных рынках.