Лизинговую деятельность следует рассматривать как с позиции микроэкономических показателей, на которые она оказывает непосредственное влияние, так и с позиции макроэкономических, на которые она оказывает как прямое, так и косвенное, опосредованное влияние. Направления лизинговой деятельности охватывают материальное производство, его инфраструктуру и сферу услуг. В этих условиях решение проблемы повышения конкурентоспособности возможно только при использовании всех ее факторов, включая лизинг как одну из форм инвестиционной деятельности и международной производственной интеграции [1]. Средствами осуществления лизинговой деятельности служат лизинговые товары.
Лизинговые товары — это товары, предоставляемые в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа.
Их можно подразделить на товары производственно-технического назначения (например, оборудование, транспортные средства и т. п.) и потребительские товары (например, садовая техника, инвентарь, уборочная техника и т. п.).
При товарном предложении лизинговых товаров на насыщенном рынке важно определять их конкурентоспособность, что позволит формировать и поддерживать потребительские предпочтения лизинговых товаров конкретной лизинговой компании.
В основе термина «конкурентоспособность» положено родовое слово «конкуренция», поэтому вначале необходимо определить этот термин и связанные с ним понятия: «конкурентная среда» и «конкурентные преимущества».
В маркетинге принято рассматривать рыночную конкуренцию как борьбу организаций-конкурентов за ограниченный объем платежеспособности приобретателей товаров (услуг) на определенном сегменте рынка.
Вследствие этой борьбы возникает конкурентная среда как совокупность субъектов и объектов, связанных конкурентными отношениями на конкретном сегменте рынка.
Конкурентная среда в зависимости от количества участников может быть сильной, умеренной, слабой и отсутствующей. Чем больше участников, тем сильнее конкурентная среда.
Конкурентоспособность товаров (услуг) — способность основополагающих характеристик товаров в определенной степени удовлетворять одинаковые или аналогичные запросы потребителей.