Благополучие и финансовый успех организаций, бизнес-единиц в рыночных условиях, прежде всего, определяется их конкурентной позицией на рынке, которая выражается в их конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации — интегральная характеристика, объединяет конкурентоспособность производимых товаров, услуг, конкурентный потенциал и интеллектуальный капитал. Она основывается, прежде всего, на конкурентном потенциале организации, характеризует его способность в настоящем и будущем обеспечивать конкурентоспособность выпускаемых товаров, оказываемых услуг, получить максимальный результат без ущерба себе и окружающим при минимальных трудовых, финансовых и материальных затратах. Конкурентный потенциал характеризует качество материальных и нематериальных элементов организации: структуру, бизнес-модель, технологии, состояние основных фондов, уровень квалификации персонала, исследования и разработки, управление качеством и ряд других сфер жизнеобеспечения организации. Потенциал формируется из совокупности располагаемых организацией природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов субъекта, а также его институционального потенциала. Конкурентный потенциал показывает способность организации максимально удовлетворять потребности клиентов, рационально используя имеющиеся ресурсы, учитывая интересы государства, партнёров по бизнесу и персонала. Организация с высоким конкурентным потенциалом получает в сложившихся условиях хозяйствования максимальные результаты с минимальными затратами. Причём её ныне выпускаемая продукция (услуга) конкурентоспособна, имеется высокий потенциал обеспечения её конкурентоспособности в будущем. Конкурентный потенциал формируется за счёт факторов внутренней среды организации в течение длительного периода, в полной мере проявляется в рыночном успехе и в финансовом благополучии.
Можно выделить две составляющие конкурентного потенциала: внутренний и внешний потенциал. Внутренний потенциал характеризует возможность организации формировать и реализовать внутренние конкурентные преимущества в функциональных областях обеспечения её деятельности. Его можно представить как совокупность маркетингового, инвестиционного, инновационного, технологического, производственного, логистического, кадрового, финансового и информационного потенциалов. Внутренние возможности организации определяются уровнем её материальных и нематериальных ресурсов. Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают сырьё и материалы; трудовые ресурсы; технологические ресурсы; финансовые и информационные ресурсы. В состав конкурентных возможностей, основанных на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы; компетенции персонала; отношения с другими субъектами рынка; организационноуправленческие ресурсы; творческие возможности; элементы организационной культуры; бренды.