По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Конкурентный потенциал автотранспортного предприятия: оценка и управление

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация, E-mail: faskhiev@mail.ru

Разработан метод оценки и модель управления уровнем конкурентного потенциала автотранспортного предприятия. Измерение конкурентного потенциала основано на интегрировании индивидуальных показателей конкурентного потенциала в числовой критерий декомпозиционно-агрегатным методом. В предлагаемой модели управления конкурентным потенциалом на I этапе производится сравнение групповых показателей оцениваемого объекта и конкурентов, и по их результатам разрабатываются меры по повышению комплексных показателей, если они уступают показателям конкурентов. На II этапе сравнение конкурентов ведётся по интегральным показателям их конкурентного потенциала. Приведён пример оценки конкурентного потенциала автотранспортного предприятия.

Литература:

1. Бараничев В.П., Стрижов С.Г. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 2004. №3. С. 56–60.

2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. 254 с.

3. Фасхиев Х.А. Как оценить и управлять качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. №3. С. 67 — 81. №4. С. 72 — 84.

4. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Автухова. М.: Финансы и статистика, 1991. 256 с.

5. Беляев Г.Л. Маркетинг: основы теории и практики. М.: КНОРУС, 2018. 672 с.

6. Cаати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1989. 316 с.

7. Фасхиев Х.А. Конкурентоспособность организации: оценка и управление. Уфа: РИК УГАТУ, 2022. 275 с.

Благополучие и финансовый успех организаций, бизнес-единиц в рыночных условиях, прежде всего, определяется их конкурентной позицией на рынке, которая выражается в их конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации — интегральная характеристика, объединяет конкурентоспособность производимых товаров, услуг, конкурентный потенциал и интеллектуальный капитал. Она основывается, прежде всего, на конкурентном потенциале организации, характеризует его способность в настоящем и будущем обеспечивать конкурентоспособность выпускаемых товаров, оказываемых услуг, получить максимальный результат без ущерба себе и окружающим при минимальных трудовых, финансовых и материальных затратах. Конкурентный потенциал характеризует качество материальных и нематериальных элементов организации: структуру, бизнес-модель, технологии, состояние основных фондов, уровень квалификации персонала, исследования и разработки, управление качеством и ряд других сфер жизнеобеспечения организации. Потенциал формируется из совокупности располагаемых организацией природных, материальных, трудовых, финансовых ресурсов субъекта, а также его институционального потенциала. Конкурентный потенциал показывает способность организации максимально удовлетворять потребности клиентов, рационально используя имеющиеся ресурсы, учитывая интересы государства, партнёров по бизнесу и персонала. Организация с высоким конкурентным потенциалом получает в сложившихся условиях хозяйствования максимальные результаты с минимальными затратами. Причём её ныне выпускаемая продукция (услуга) конкурентоспособна, имеется высокий потенциал обеспечения её конкурентоспособности в будущем. Конкурентный потенциал формируется за счёт факторов внутренней среды организации в течение длительного периода, в полной мере проявляется в рыночном успехе и в финансовом благополучии.

Можно выделить две составляющие конкурентного потенциала: внутренний и внешний потенциал. Внутренний потенциал характеризует возможность организации формировать и реализовать внутренние конкурентные преимущества в функциональных областях обеспечения её деятельности. Его можно представить как совокупность маркетингового, инвестиционного, инновационного, технологического, производственного, логистического, кадрового, финансового и информационного потенциалов. Внутренние возможности организации определяются уровнем её материальных и нематериальных ресурсов. Конкурентные возможности, связанные с материальными ресурсами, включают сырьё и материалы; трудовые ресурсы; технологические ресурсы; финансовые и информационные ресурсы. В состав конкурентных возможностей, основанных на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы; компетенции персонала; отношения с другими субъектами рынка; организационноуправленческие ресурсы; творческие возможности; элементы организационной культуры; бренды.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Конкурентный потенциал автотранспортного предприятия: оценка и управление. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: