По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Конкурентная разведка: как это работает сегодня

Тимохин А. Е. руководитель информационно-аналитического агентства, ROSINT, г. Астрахань, E-mail: rosint.info@yahoo.com
Ключевые слова: конкурентная разведка, конкурентный анализ, исследование рынка, коммерческая разведка, утечки информации, OSINT

Конкурентная разведка возникла одновременно с самой конкуренцией и появлением бизнеса. В наши дни взрывной рост информационных технологий изменил подход к сбору и анализу информации о своем рынке. Как самому провести конкурентную разведку или противостоять подобным действиям со стороны других фирм? Какие методы используют современные разведчики и аналитики? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.

Литература:

1. Кондратьев А. На основе открытых источников // ВПК. — № 36 (302). — 16 сентября 2009. — Ninety percent of intelligence comes from open sources. The other ten percent, the clandestine work.

2. Paulson, Terrance M. Intelligence Issues & Developm — Nova Publishers, 2008. — С. 78. — ISBN 978-1-60456-447-1.

Любой здравомыслящий руководитель стремится принимать решения, основанные на проверенной информации о внешней среде, одним из существенных факторов которой являются конкурирующие организации. Разумеется, последние не стремятся делиться сведениями о своем бизнесе, и, в свою очередь, тоже могут предпринять попытки разузнать секреты вашей фирмы. Так, в невидимом для большинства сотрудников противостоянии сходятся конкурентные разведка и контррразведка, чему и будет посвящена эта статья.

Как явление конкурентная разведка всегда была спутником нашей цивилизации. С появлением первых хозяйствующих субъектов в древнем мире, осознающих собственные интересы, возникло желание узнать секреты соседнего племени или города — где и по какой цене покупаются рабы, как и из чего куют доспехи и оружие, каков был урожай. С течением времени менялись методы и инструменты для сбора ценной информации, но потребность оставалась всегда одна — получить как можно больше сведений об окружающем мире, планах своих конкурентов и их внутреннем положении дел.

С развитием информационных технологий в XXI веке разведка как сфера деятельности преобразилась кардинально. Появилась возможность за секунды найти в Интернете номера журналов и газет, официальную статистику, различные интервью или научные статьи. Еще в середине прошлого века аналитик ЦРУ Шерман Кент утверждал, что политики получают из открытых источников до 80 % информации, необходимой им для принятия решений в мирное время. Позднее генерал-лейтенант Самуэль Уилсон, который был руководителем Разведывательного управления Министерства обороны США, отмечал, что «90 % разведданных приходит из открытых источников и только 10 % — за счет работы агентуры» [1,2].

Само собой, конкурентная разведка не отстает от своего «старшего брата», и также развивалась вместе с IT.

Основная цель проведения такого непростого мероприятия, как конкурентная разведка — это расширение понимания рынка, на котором действует организация. Без достоверной информации о действиях и планах конкурентов любое принятие серьезного решения превращается в игру в невидимые шахматы. Вы не видите шагов соперника, пока не сталкиваетесь с ним «лоб в лоб».

Для Цитирования:
Тимохин А. Е., Конкурентная разведка: как это работает сегодня. Директор по маркетингу и сбыту. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: