Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе на русский язык означает «противостоять», «противоборствовать». В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». Конфликт также определяется как одна из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Конфликты неизбежны, но они могут быть разными по своему содержанию. Принято различать два типа конфликтов: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие):
— конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведет к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в самой организации; конструктивные конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, проговаривании ситуации выслушивании сторон; возникновению и разрешению конструктивного конфликта способствует принятая в организации практика свободного высказывания мнений работниками;
— деструктивный конфликт может вызываться как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится в зону межличностных отношений, ведет к образованию противоборствующих группировок, расширению количества участников конфликта.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» (между работниками), «вертикальные» (между руководителем и подчиненными) и «смешанные». Наиболее нежелательны для руководителя медицинской организации «вертикальные» конфликты, так как в этом случае действия руководителя оцениваются подчиненными через призму конфликта и в любом поступке по отношению к его оппонентам участники конфликта будут искать предвзятое отношение. Работать в такой обстановке очень сложно, поэтому руководитель должен проявлять наибольшую осторожность по отношению к «вертикальным» конфликтам и стараться в них не вступать.