Таможенная служба — важнейший государственный институт РФ, обеспечивающий безопасность страны в области внешнеэкономической деятельности. Стратегической задачей эффективного развития современной таможенной службы является совершенствование кадровых технологий и методов управления персоналом таможенных органов. Одной из таких кадровых технологий является технология управления конфликтами и стрессами в подразделениях таможенной службы.
Актуальность формирования данной технологии обусловлена многими социально-экономическими и психологическими факторами. Реализация организационно-управленческой функции в профессиональной деятельности руководителя таможенных органов очень часто связана с решением различных организационных, управленческих и социально-трудовых проблем, которые могут принимать форму деструктивных конфликтов и вызывать ухудшение морально-психологического климата и уровня социальной напряженности в трудовом коллективе [1].
Очевидно, что повышение уровня деструктивной конфликтности в подразделениях Федеральной таможенной службы может нанести серьезный ущерб экономическому суверенитету и национальной безопасности страны.
Среди основных причин деструктивных конфликтных явлений в таможенных органах можно выделить следующие факторы:
- проблемы трудовой мотивации;
- отсутствие программ профилактики деструктивных конфликтов и профессионального стресса работников таможенных подразделений;
- необъективная оценка результатов деятельности сотрудников;
- разногласия по поводу оценки обеспечения всеми видами ресурсов процесса прохождения таможенной службы;
- отсутствие четкого разделения задач и ответственности организационных единиц;
- противоречивый характер коммуникативных процессов в подразделениях таможенной службы;
- деформация информации в процессе деловых коммуникаций;
- стрессонасыщенность взаимоотношений сотрудников таможенной службы и граждан;
- постоянные перегрузки в течение всего рабочего дня;