Категория «интерес», с XVIII века выступающая предметом исследования ученых и философов, в современном мире справедливо занимает одну из ключевых позиций. Не являясь предметом какой-либо отдельной науки, «интерес» имеет как общетеоретическое, так и прикладное значение, выступает обязательным атрибутом человеческой деятельности.
Применительно к сфере юриспруденции, основоположником учения об интересе считается Р. Иеринг. Интерес трактуется им как польза, благо, выгода, жизненные требования: «Основание, в силу которого меня интересует известная вещь или отношение, лежит в том, что я чувствую в моем существовании и благосостоянии, в моем довольствии или счастии от них свою зависимость» [1, с. 88]. В настоящее время категория «интерес» в той или иной степени используется всеми отраслями российского права. Так, создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства закреплено Трудовым кодексом РФ в ст. 1 в качестве одной из основополагающих задач трудового права.
Полагаем, что с понятием «интерес» в современном праве неразрывно связано понятие «конфликт интересов». Так, еще Р. Иеринг в своих работах подчеркивал, что цель права состоит в уравновешивании интересов в обществе, в нахождении согласия между ними: «Цель права — мир, средство для этого — борьба» [2, с. 24]. Борьба человека за свое право рассматривалась им как обязанность человека перед собой и обществом по поддержанию закона и правовых основ общества.
В настоящее время борьба за право не теряет своей актуальности так же, как не теряют актуальности ответы на вопросы о том, каким образом с помощью права урегулировать конфликт интересов, уменьшить степень противостояния сторон, разрешить конфликт интересов публичных и частных, личных и общественных. Действуя в рамках определенного правового поля, субъекты-участники неоднократно сталкиваются друг с другом, каждый отстаивая свой интерес. Соответственно, возникает объективная потребность в поиске не только средств для разрешения возникающих конфликтов, но и средств для охраны определенного интереса, выявлении приоритетов при выборе интереса — объекта наибольшей охраны. Как справедливо отмечает А.Ф. Пьянкова, «фактически любая норма договорного права имплицитно подразумевает охрану определенного интереса, что в условиях конфронтации субъектов неизбежно предполагает выбор интереса, подлежащего охране» [3, с. 9].