* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.
Статья поступила 25.07.2024.
Как известно, музыка составляет значительную часть любой национальной культуры. Для русской культуры эта аксиома особенно значима, так как в нашей стране музыка, опираясь на фольклор и выходя в сферу индивидуального творчества, начала развиваться в унисон, едва ли не одновременно с другими видами искусства. В русской культуре присутствие музыки повсеместно и универсально. Большая часть литературных произведений, заметим, как малых, так и крупных форм, сопровождается музыкой: литература становится одним из важнейших источников для вдохновения композиторов. Музыку архитектурной гармонии слышат инженеры и строители. С давних пор в нашей садовой культуре звучат «поющие фонтаны». Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что современная культурология должна обратить внимание на музыку, на ее традиции и ее современное присутствие в русской культуре.
В 2022 г. музыкальный Петербург отметил 85-летие композитора, народного артиста РФ Вадима Давидовича Бибергана1. Биберган — автор сочинений в самых разнообразных жанрах, начиная с масштабных симфонических произведений, заканчивая неприхотливыми детскими миниатюрами для фортепиано в четыре руки. Музыка В. Бибергана в кино — отдельная страница целого направления в советском и российском кинематографе. Невозможно переоценить вклад композитора и в развитие русских народных инструментов. Его имя уже несколько десятилетий символизирует творческую непосредственность и одновременно стилевую последовательность и эстетическую непоколебимость во всем, что касается музыки для русского народного оркестра.
Бибергану-композитору свойственны внимательное отношение к деталям, мудрая экономия выразительных средств, органичное следование выбранной жанровой или стилевой модели. При этом в своих лучших образцах в музыке петербургского композитора непринужденно соседствуют озорство творца, не знающего ложных ограничений, с железной хваткой профессионала, принимающего верховенство строгого расчета над неконтролируемым созидательным порывом. Благодаря этому ведущее значение приобретают те или иные композиционные приемы, которые использует в своих сочинениях В. Биберган. Одному из них и посвящена данная статья.