По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 78.021.4 DOI:10.33920/nik-01-2409-04

Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность*

Миняков Иван Дмитриевич ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова», Россия, 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, литера «А», E-mail: ivanminyakov@mail.ru, ORCID: 0009-0004-9624-716X
Бильченко Евгения Витальевна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: bilcenkoevgenia279@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9662-0594

Статья посвящена формальному приему «шпильбрехер», регулярно встречающемуся в сочинениях выдающихся русских композиторов — М. Глинки, П. Чайковского, Д. Шостаковича. В контексте композиторов-классиков прием рассмотрен на примере творчества известного петербургского композитора Вадима Бибергана. Композиционное решение приема «шпильбрехер» направлено на маркирование кульминации за счет качественного преобразования звучащего материала и изменения логики его развития. Методология экстраполяции и компаративистики, обращения к наследию М. Глинки, П. Чайковского, Д. Шостаковича дает возможность дальнейшего исследования данного приема в творчестве современных композиторов. Обращение к приему в сочинениях М. Глинки, П. Чайковского, Д. Шостаковича подчеркивает его независимость от музыкальной эпохи. Итогом работы стали выявление, дефиниция и описание приема на основе выбранного для анализа материала и вывод о том, что знакомство с приемом может иметь значение как для исполнителей, так и для широкого круга интересующихся лиц.

Литература:

1. Биберган В.Д. «Русские потешки». История замысла // Русский народный оркестр и его дирижеры: Проблемы и перспективы. Обучение: сб. науч. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. А.В. Абакшонок. — СПб.: СПбГУКИ, 2011. — С. 89–99.

2. Вильнер Н.И. Абсолютный слух души // Вадим Биберган. Воспоминания. Статьи / Ред.-сост. Н.В. Медведева. — СПб.: СПГИК, 2021. — 384 с.

3. Сташевский А.Я. Особенности фактурной организации в современной баянной музыке украинских композиторов // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 1 (29) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fakturnoy-organizatsii-v-sovremennoy-bayannoy-muzyke-ukrainskih-kompozitorov (дата обращения: 22.07.2024).

4. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017. — 416 с.

1. Bibergan V.D. “Russkiye poteshki”. Istoriya zamysla // Russkiy narodnyy orkestr i ego dirizhëry: Problemy i perspektivy. Obucheniye: sb. nauch. st. / S.-Peterb. gos. un-t kul’tury i iskusstv; nauch. red. A.V. Abakshonok. — SPb.: SPbGUKI, 2011. — S. 89–99.

2. Vil’ner N.I. Absolyutnyy slukh dushi // Vadim Bibergan. Vospominaniya. Stat’i / red.-sost. N.V. Medvedeva. — St.-Peterburg: SPGIK, 2021. — 384 s.

3. Stashevskiy A.Y. Osobennosti fakturnoy organizatsii v sovremennoy bayannoy muzyke ukrainskikh kompozitorov // Privolzhskiy nauchnyy vestnik. — 2014. — № 1 (29). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fakturnoy-organizatsii-v-sovremennoy-bayannoy-muzyke-ukrainskih-kompozitorov (data obrashcheniya: 22.07.2024).

4. Huizinga J. Homo ludens. Chelovek igrayushchiy / sost., predisl. i per. s niderl. D.V. Sil’vestrova; komment., ukazatel’ D.E. Kharitonovicha. SPb.: Izdatel’stvo Ivana Limbakha, 2017. — 416 s.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01839, https://rscf.ru/project/23-28-01839/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила 25.07.2024.

Как известно, музыка составляет значительную часть любой национальной культуры. Для русской культуры эта аксиома особенно значима, так как в нашей стране музыка, опираясь на фольклор и выходя в сферу индивидуального творчества, начала развиваться в унисон, едва ли не одновременно с другими видами искусства. В русской культуре присутствие музыки повсеместно и универсально. Большая часть литературных произведений, заметим, как малых, так и крупных форм, сопровождается музыкой: литература становится одним из важнейших источников для вдохновения композиторов. Музыку архитектурной гармонии слышат инженеры и строители. С давних пор в нашей садовой культуре звучат «поющие фонтаны». Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что современная культурология должна обратить внимание на музыку, на ее традиции и ее современное присутствие в русской культуре.

В 2022 г. музыкальный Петербург отметил 85-летие композитора, народного артиста РФ Вадима Давидовича Бибергана1. Биберган — автор сочинений в самых разнообразных жанрах, начиная с масштабных симфонических произведений, заканчивая неприхотливыми детскими миниатюрами для фортепиано в четыре руки. Музыка В. Бибергана в кино — отдельная страница целого направления в советском и российском кинематографе. Невозможно переоценить вклад композитора и в развитие русских народных инструментов. Его имя уже несколько десятилетий символизирует творческую непосредственность и одновременно стилевую последовательность и эстетическую непоколебимость во всем, что касается музыки для русского народного оркестра.

Бибергану-композитору свойственны внимательное отношение к деталям, мудрая экономия выразительных средств, органичное следование выбранной жанровой или стилевой модели. При этом в своих лучших образцах в музыке петербургского композитора непринужденно соседствуют озорство творца, не знающего ложных ограничений, с железной хваткой профессионала, принимающего верховенство строгого расчета над неконтролируемым созидательным порывом. Благодаря этому ведущее значение приобретают те или иные композиционные приемы, которые использует в своих сочинениях В. Биберган. Одному из них и посвящена данная статья.

Для Цитирования:
Миняков Иван Дмитриевич, Бильченко Евгения Витальевна, Композиционный прием «шпильбрехер»: русская музыкальная классика и современность*. Вопросы культурологии. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: