По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Комплексный подход в решении задач профессиональной реабилитации

Галина Рачина руководитель отдела профотбора и профпробы СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» (техникум для инвалидов)

Значительное число людей имеет так называемые ограниченные возможности здоровья, которые в ряде случаев приводят к инвалидности. Это вызывает необходимость социальной защиты и реабилитации этой категории граждан, направленных на восстановление социального статуса, достижение материальной независимости и социальной адаптации. Для достижения этой цели реабилитация должна вестись комплексно и включать в себя медицинскую, профессиональную и социальную составляющие.

Литература:

1. Актуальные вопросы профессиональной ориентации, общего и профессионального обучения и занятости инвалидов: материалы Международной научно-практической конференции, 21 апреля 2016 г., Санкт-Петербург / Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, СПб ГБУ «Проф.-реабилитационный центр» [редкол.: Г. Г. Иванов и др.]. — СПб.: СПб ГБУ «Проф.-реабилитационный центр», 2016. — 189 с.: ил., табл.; 30 см; ISBN 9785-9907447-3-8: 300 экз.

2. Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий. В 10 т. Т. 7. Обучение лиц со специальными потребностями. Международная монография по итогам акций ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» 2012–2013 гг. / Под ред. С. С. Лебедевой, Г. Г. Иванова. — СПб.: Изд-во «Политехника-сервис», 2013. — 252 с.

3. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: Всероссийская научно-практическая конференция, 18 ноября 2016 г.: в 3 т. / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарно-экономический ун-т [сост.: В. Д. байрамов, Н. А. Ореховская]. — М.: МГГЭУ, 2016. — 25 см.; ISBN 978-5-9799-0082-7.

4. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская, И. Е. Кузьмина. — 2-е изд. — М.: Форум; ИНФРА-М, 2016. — 351 с.: табл.; 22 см; ISBN 978-5-00091-138-9.

В России разработаны национальные стандарты Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 28.02.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ГОСТ Р 53873–2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов».

Услуги по профессиональной реабилитации определяются как комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество, и включают в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, обучение, переобучение, содействие трудоустройству, производственную адаптацию.

Целесообразность профессионального обучения и переобучения инвалидов должна учитывать объективные и субъективные критерии. В первом случае подразумеваются объективная целесообразность, перспективность предоставления инвалиду тех или иных образовательных услуг, во втором — личная заинтересованность в получении образования, а также экономические интересы личности и ее семьи [1; 3].

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается в целях реализации права каждого человека на образование: создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, способствующих получению образования, а также социальному развитию этих лиц [3; 4].

Наибольшее внимание должно уделяться проведению мероприятий по профессиональной реабилитации. Однако не всегда достаточное внимание уделяется инвалидам трудоспособного возраста, получившим данный статус вследствие заболевания, травмы и т. п.

Для Цитирования:
Галина Рачина, Комплексный подход в решении задач профессиональной реабилитации. Служба занятости. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: