Обновление автопарка происходит все более стремительно. Нередко машины с еще полностью рабочими узлами отправляются на свалку. Например, в Москве каждый год перестают эксплуатировать около 130 тыс. автомобилей.
Столь быстрое обновление автопарка, появление большого числа новых машин негативно сказываются на состояние окружающей среды во многом из-за использования огромного количества материальных ресурсов. Повлиять на эту ситуацию возможно путем другого отношения к выводу из обращения старых авто. Дело в том, что многие узлы автомобилей поддаются или повторному использованию, или грамотному восстановлению и возвращению в эксплуатацию.
Таким образом, утилизировать машины следуют при использовании двух направлений:
● восстановление автомобильных компонентов, чей ресурс еще не исчерпан,
● переработка этих компонентов во вторичное сырье, которому тоже можно дать вторую жизнь, отправив на производство новых материалов.
Реально ли исполнение таких задач? Следует обратить внимание на зарубежный опыт, который дает на данный вопрос положительный ответ. В странах Евросоюза для эффективной переработки машин были разработаны различные нормативные акты и документы. Они предполагают:
● уменьшение отходов, неподлежащих утилизации при завершении жизненного цикла автомобиля;
● неоднократное использование автомобильных узлов и материалов;
● обязательное производство из отслуживших автозапчастей других материалов для новых автомобильных узлов;
● генерация энергии при сжигании полностью отслуживших и неподлежащих восстановлению отходов.
Среди утвержденных ЕС документов числятся:
● Директива 2000/53/ЕС «Транспортные средства, вышедшие из эксплуатации», окончательно вступившая в действие в июле 2007 г. Этот документ регламентирует порядок предотвращения создания отходов в процессе выведения машины из эксплуатации.
● Директива 2005/64/ЕС определяет тип автотранспортного средства, регламентирует процесс повторной эксплуатации узлов машины и их утилизации.