Проблематика шизофрении продолжает сохранять свою актуальность как в плане рассмотрения адекватных этиопатогенетических концепций, так и в направлении разработки эффективных терапевтических и реабилитационных стратегий [1–3]. Эндогенная прогредиентная патология в настоящее время относится к нозологической группе с высокой частотой инвалидизации и значительной деформацией социального функционирования [4–8].
Параноидная шизофрения составляет около 60 % среди всех форм шизофрении [9] и является наиболее частой причиной инвалидизации психически больных, влияет на семейное благополучие, медицинскую и социальную сферы обслуживания и на социум [10]. Повышенный интерес к больным параноидной шизофренией обусловлен тем, что наибольший риск регоспитализаций, частота которых составляет 30,8 %, возникает именно у данной категории больных [10].
Актуальность изучения исходов параноидной шизофрении остается важнейшей задачей современной теоретической психиатрии, решение которой будет способствовать определению прогноза и оптимального социально-реабилитационного подхода к данной категории больных [10, 11].
Шизофрения представляет собой расстройство, характеризующееся выраженной разноплановостью психопатологической симптоматики, а также является заболеванием, для которого характерно разнообразие клинических проявлений. Имеющиеся клинические симптомы, в свою очередь, могут явиться причиной трудностей, возникающих в выборе определенного алгоритма лечения, наиболее подходящего для каждого конкретного случая [12–15].
Несмотря на большое количество оценочных шкал, основанных на различных критериях, в настоящий момент нет единого общепринятого инструмента оценки результата лечения больных параноидной шизофренией, позволяющего определить степень тяжести психического состояния.
Целью исследования явилась разработка шкалы комплексной оценки результата лечения на основании показателей традиционно используемых шкал для динамического наблюдения и прогнозирования результатов лечения пациентов с параноидной шизофренией.