По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.1 DOI:10.33920/MED-12-2311-06

Комплексный междисциплинарный подход к диагностике и коррекции дислексии

Козурова Алла Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», Россия, 248023, Калужская область, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26, 8 (917) 501‑39‑95, https://orcid.org / 0000‑0003‑0995‑2932
Романова Анна Николаевна заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин, кандидат биологических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», Россия, 248023, Калужская область, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26, romanovaannic@gmail.com, https://orcid.org/0000‑0003‑2337‑7196

Актуальность. На современном этапе распространенность дислексии у людей, несмотря на активное развитие медицинских технологий, до сих пор остается на очень высоком уровне. В рамках настоящей статьи предлагается к рассмотрению комплексный междисциплинарный подход, направленный на решение выявленной проблемы. Цель: обосновать эффективность и целесообразность использования данного подхода в работе с детьми младшего школьного возраста при выявлении и коррекции дислексии. Методы: исследование проведено с использованием социологического, статистического, сравнительного, экспериментального, описательного и аналитического методов, а также метода экспертных оценок и наблюдения. План и содержание исследования. В период с 15 января по 2 марта 2023 года автором статьи совместно с иными специалистами (27 чел.) было проведено комплексное диагностическое обследование пациентов в возрасте от 7 до 11 лет, имеющих нарушения в развитии памяти, речи, навыков устного счета и (или) письма, на предмет выявления признаков дислексии, а также других особенностей развития и заболеваний. Результаты. Улучшения при коррекции дислексии с использованием комплексного междисциплинарного подхода в рамках авторской программы «Волшебники и феи» были достигнуты в 92 % случаев, из них в 47 % был достигнут ярко выраженный эффект (решилась ключевая проблема обращения за помощью к специалистам), а в 45 % — частичный. Выводы. При выявлении у детей признаков возможной дислексии, рекомендован к использованию комплексный междисциплинарный подход. В ходе исследования данный подход показал свою высокую эффективность: почти у всех детей, участвовавших в авторской программе, к ее окончанию произошли позитивные изменения в состоянии здоровья, общей успеваемости, качестве и скорости письма, чтения и (или) счета.

Литература:

1. Ершина А. А., Алферова И. С. Клинико-психологический подход к коррекции дислексии // В сб. статей: Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых учёных. 2021. С. 476–482.

2. Игнатьев А. Е. Педагогические условия развития готовности учителей начальных классов к работе с детьми с дислексией и дисграфией // Педагогическое образование и наука. 2023. № 2. с. 129–132.

3. Киселева Н. Ю. Профилактика дислексии: изучение трудностей буквенного гнозиса // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–3. С. 122–125.

4. Колодий Е. А., Ларина Е. А. Последовательность логопедической работы по коррекции дислексии, обусловленной системным недоразвитием речи (проявление фонематической дислексии (II форма) с элементами оптической дислексии), у детей 4‑го класса с умственной отсталостью // В сб. статей: актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика. Уфа, 2020. С. 207–212.

5. Штерц О. М. Когнитивные процессы у детей с дислексией и дисграфией // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–2. С. 476–480.

6. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Яковенко Е. А., Анисимова Т. И., Дидур М. Д., Чекалова С. А. Нарушения управляющих функций у детей с дислексией // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2021. Т. 121. № 2. С. 38–45.

7. Рычкова С. И., Лихванцева В. Г. Зрительные нарушения у пациентов с дислексией (обзор литературы). The EYE ГЛАЗ. 2022. Т. 24. № 2. С. 47–54.

8. Bailey I. L., Lovie J. E. The design and use of a new near-vision chart. American Journal of Optometry and Physiological Optics. 1980. № 57. Р. 378–387.

9. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. 558 с.

10. Спиридонова М. В., Титова С. А. Клинические характеристики форм дислексии // Технологии образования. 2022. № 4 (18). С. 17–19.

11. Абугова Т. Д. Методика подбора цветных очков при коррекции цветом. The EYE ГЛАЗ. 2022. Т. 24. № 1. С. 55–64.

12. Абугова Т. Д. Цветотестирование и цветокоррекция. The EYE ГЛАЗ. 2021. Т. 23. № 1 (133). С. 53–58.

13. Ефимова В. Л., Коньшина Н. В. Цветотестирование и цветокоррекция при дислексии и дисграфии //В сб. статей: Центральные механизмы речи / Под общ. ред. Е. И. Гальпериной. Санкт-Петербург, 2022. С. 45.

14. Киселева Е. С., Калинина Л. П., Калинин Р. Г. Цветотестирование и цветокоррекция при нарушениях зрительного восприятия // В сб. статей: Когнитивные исследования на современном этапе. Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. 2018. С. 147–150.

1. Ershina A. A., Alferova I. S. Kliniko-psikhologicheskii podkhod k korrektsii disleksii [Clinical and psychological approach to the correction of dyslexia] // In the collection of articles: Aktualnye voprosy sovremennoi meditsinskoi nauki i zdravookhraneniia [Current Issues of Modern Medical Science and Healthcare]. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. 2021. P. 476–482. (In Russ.)

2. Ignatiev A. E. Pedagogicheskie usloviia razvitiia gotovnosti uchitelei nachalnykh klassov k rabote s detmi s disleksiei i disgrafiei [Pedagogical conditions for the development of primary school teachers» readiness to work with children with dyslexia and dysgraphia] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2023. No. 2. P. 129–132. (In Russ.)

3. Kiseleva N. Iu. Profilaktika disleksii: izuchenie trudnostei bukvennogo gnozisa [Prevention of dyslexia: studying the difficulties of letter gnosis] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2023. No. 78–3. P. 122–125. (In Russ.)

4. Kolodii E. A., Larina E. A. Posledovatelnost logopedicheskoi raboty po korrektsii disleksii, obuslovlennoi sistemnym nedorazvitiem rechi (proiavlenie fonematicheskoi disleksii (II forma) s elementami opticheskoi disleksii), u detei 4‑go klassa s umstvennoi otstalostiu [Sequence of speech therapy work on the correction of dyslexia caused by systemic underdevelopment of speech (manifestation of phonemic dyslexia (II form) with elements of optical dyslexia) in 4th grade children with mental retardation] // In the collection of articles: Aktualnye voprosy sovremennoi nauki: teoriia, tekhnologiia, metodologiia i praktika [Topical Issues of Modern Science: Theory, Technology, Methodology and Practice]. Ufa, 2020. P. 207–212. (In Russ.)

5. Shterts O. M. Kognitivnye protsessy u detei s disleksiei i disgrafiei [Cognitive processes in children with dyslexia and dysgraphia] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2021. No. 71–2. P. 476–480. (In Russ.)

6. Chutko L. S., Surushkina S. Iu., Iakovenko E. A., Anisimova T. I., Didur M. D., Chekalova S. A. Narusheniia upravliaiushchikh funktsii u detei s disleksiei [Impaired executive functions in children with dyslexia] // Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S. S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry named after S. S. Korsakov]. 2021. Vol. 121. No. 2. P. 38–45. (In Russ.)

7. Rychkova S. I., Likhvantseva V. G. Zritelnye narusheniia u patsientov s disleksiei (obzor literatury) [Visual impairment in patients with dyslexia (literature review)]. The EYE. 2022. Vol. 24. No. 2. P. 47–54. (In Russ.)

8. Bailey I. L., Lovie J. E. The design and use of a new near-vision chart. American Journal of Optometry and Physiological Optics. 1980. № 57. Р. 378–387.

9. Kornev A. N. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: Klinicheskie i psikhologicheskie aspekty [Fundamentals of speech pathology in childhood: Clinical and psychological aspects]. St. Petersburg: Rech, 2005. 558 p. (In Russ.)

10. Spiridonova M. V., Titova S. A. [Clinical characteristics of forms of dyslexia] // [Technologies of Education]. 2022. No. 4 (18). P. 17–19. (In Russ.)

11. Abugova T. D. Metodika podbora tsvetnykh ochkov pri korrektsii tsvetom [Methods for selecting colored glasses for color correction]. The EYE. 2022. Vol. 24. No. 1. P. 55–64. (In Russ.)

12. Abugova T. D. Tsvetotestirovanie i tsvetokorrektsiia [Color testing and color correction]. The EYE. 2021. Vol. 23. No. 1 (133). P. 53–58. (In Russ.)

13. Efimova V. L., Konshina N. V. Tsvetotestirovanie i tsvetokorrektsiia pri disleksii i disgrafii [Color testing and color correction for dyslexia and dysgraphia] // In the collection of articles: Tsentralnye mekhanizmy rechi [Central mechanisms of speech] / Ed. E. I. Galperina. St. Petersburg, 2022. P. 45. (In Russ.)

14. Kiseleva E. S., Kalinina L. P., Kalinin R. G. Tsvetotestirovanie i tsvetokorrektsiia pri narusheniiakh zritelnogo vospriiatiia [Color testing and color correction for visual perception disorders] // In the collection of articles: Kognitivnye issledovaniia na sovremennom etape [Cognitive Research at the Present Stage]. Proceedings of the All-Russian Conference with International Participation on Cognitive Science. 2018. P. 147–150. (In Russ.)

По данным различных исследователей, от дислексии страдает от 5 до 30 % населения всего мира [1–5]. Однако, несмотря на актуальность проблемы, до сих врачам не всегда удается своевременно выявлять, правильно диагностировать и корректировать дислексию, что может быть обусловлено отсутствием комплексного междисциплинарного подхода к решению соответствующих задач, не вовлечением в соответствующие процессы достаточного количества специалистов, не использованием всех доступных и имеющихся в арсенале современной науки полезных знаний, инструментов и методов работы. В соответствие с данными, представленными в различных исследованиях, от дислексии страдает от 5 до 30 % всего населения планеты [1–5]. Однако, несмотря на остроту проблемы и регулярно публикующиеся в данном направлении труды [1–8], в современной научной литературе до сих не сформировано четкого единого подхода к профилактике и коррекции дислексии, что обуславливает особую актуальность выбранной для настоящей статьи темы.

Цель: обосновать эффективность и целесообразность использования комплексного междисциплинарного подхода при выявлении и коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: социологический, статистический, сравнительный, экспериментальный, аналитический, описательный, методы экспертных оценок и наблюдения. На базе детского развивающего центра «Как здорово» и на базе медицинской клиники «Институт психического здоровья и аддиктологии» было обследовано 216 чел. Из этой группы выявили и подтвердили дислексию у 118 чел. Эти дети продолжили участие в дальнейшей части исследования путем посещения занятий в рамках специально разработанной трехмесячной программы коррекционно-обучающей направленности («Нейробаланс»), проводимой специалистами различных областей знания в период с 3 марта по 3 июня 2023 года.

Дислексия — это недостаточная способность к обучению, имеющая, как правило, нейрофизиологический характер происхождения, обусловленная нейробиологическими особенностями человека, характеризующаяся сложностями в счете, в беглом и точном распознаванием слов, трудностями в прочтении и написании текстов, вызванными недостаточной сформированностью или утратой отвечающих за это психических функций у человека. Нередко индивид с дислексией воспринимает не сами слова и буквы, но только зрительные образы [2–4].

Для Цитирования:
Козурова Алла Владимировна, Романова Анна Николаевна, Комплексный междисциплинарный подход к диагностике и коррекции дислексии. Терапевт. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: