По данным различных исследователей, от дислексии страдает от 5 до 30 % населения всего мира [1–5]. Однако, несмотря на актуальность проблемы, до сих врачам не всегда удается своевременно выявлять, правильно диагностировать и корректировать дислексию, что может быть обусловлено отсутствием комплексного междисциплинарного подхода к решению соответствующих задач, не вовлечением в соответствующие процессы достаточного количества специалистов, не использованием всех доступных и имеющихся в арсенале современной науки полезных знаний, инструментов и методов работы. В соответствие с данными, представленными в различных исследованиях, от дислексии страдает от 5 до 30 % всего населения планеты [1–5]. Однако, несмотря на остроту проблемы и регулярно публикующиеся в данном направлении труды [1–8], в современной научной литературе до сих не сформировано четкого единого подхода к профилактике и коррекции дислексии, что обуславливает особую актуальность выбранной для настоящей статьи темы.
Цель: обосновать эффективность и целесообразность использования комплексного междисциплинарного подхода при выявлении и коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: социологический, статистический, сравнительный, экспериментальный, аналитический, описательный, методы экспертных оценок и наблюдения. На базе детского развивающего центра «Как здорово» и на базе медицинской клиники «Институт психического здоровья и аддиктологии» было обследовано 216 чел. Из этой группы выявили и подтвердили дислексию у 118 чел. Эти дети продолжили участие в дальнейшей части исследования путем посещения занятий в рамках специально разработанной трехмесячной программы коррекционно-обучающей направленности («Нейробаланс»), проводимой специалистами различных областей знания в период с 3 марта по 3 июня 2023 года.
Дислексия — это недостаточная способность к обучению, имеющая, как правило, нейрофизиологический характер происхождения, обусловленная нейробиологическими особенностями человека, характеризующаяся сложностями в счете, в беглом и точном распознаванием слов, трудностями в прочтении и написании текстов, вызванными недостаточной сформированностью или утратой отвечающих за это психических функций у человека. Нередко индивид с дислексией воспринимает не сами слова и буквы, но только зрительные образы [2–4].